В соответствии с договором с Администрацией Калининградской области сотрудники института приняли активное участие в разработке проекта Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года.
Актуальность разработки целевой программы определялась особым вниманием федеральных органов власти к проблемам социально-экономического развития Калининградской области в связи с важностью ее геополитического и экономического значения для Российской Федерации. Калининградская область играет особую роль в обеспечении национальных интересов России в балтийском регионе и в Европе, в обеспечении обороноспособности страны, в формировании факторов европейской безопасности.
Необходимость незамедлительной выработки решений по обеспечению национальных интересов, социально-экономического развития и жизнедеятельности в Калининградской области вызвана следующим:
- планируемое расширение Европейского Союза и НАТО обостряет угрозу хозяйственной и военно-политической изоляции области. Регион, по сути, превратится в российский анклав в унифицированном общеевропейском пространстве. Необходимы адекватные федеральные меры по обеспечению национальных интересов и безопасности Российской Федерации на территории Калининградской области;
- население, хозяйствующие субъекты и государственные органы страны и региона испытывают трудности в организации транспортного сообщения, связанные с эксклавным положением области;
- интеграционные процессы в Европе открывают новые возможности по реализации хозяйственного потенциала Калининградской области, исходя из выгод геоэкономического положения. Выработка соответствующих решений в соответствии с принятой Российской Федерацией Стратегией по развитию отношений с ЕС до 2010 года является основой для перспективного развития Калининградская область, как пилотного российским регионом сотрудничества с ЕС в 21 веке.
Основной задачей Федеральной целевой программы развития Особой экономической зоны в Калининградской области являлось формирование направлений эффективного использования природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала Калининградской области, с учетом преимуществ ее участия в общероссийском и международном разделении труда и повышение на этой основе уровня жизни населения региона.
Разработка системы мероприятий по решению проблем Калининградской области производилась в соответствии с прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации. Это позволило обеспечить методологическое единство и взаимосвязь целей государственной стратегии и приоритетов экономического и социального развития Калининградской области, как субъекта Федерации. В Программе сформулированы цели социально-экономического развития региона, направления структурной и научно-технической политики, институциональных преобразований и совершенствования нормативно-законодательной базы.
Глубокое и всестороннее исследование современного социально-экономического положения Калининградской области, а также сравнительный анализ спектра возможных сценариев перспективного развития позволил сформулировать стратегические цели и разработать систему конкретных мероприятий по повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона.
Программа носит многоцелевой характер и в основе ее лежит концепция компенсации издержек эксклавного положения Калининградской области в Балтийском регионе и ее анклавного положения в общеевропейском экономическом пространстве. Одной из основных задач является создание в регионе условий для устойчивого социально-экономического развития.
В этой связи усилия федеральных и областных органов государственной власти предлагается сосредоточить на решении следующих главных задач:
- подъем экономики области до уровня, обеспечивающего сокращение разрыва в уровне и качестве жизни жителей области по сравнению с жителями соседних государств;
- совершенствование законодательства Российской Федерации и области, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества;
- оказание государственной помощи и поддержки в решении экономических, социальных и экологических проблем;
- повышение эффективности управления государственной собственностью Российской Федерации на территории Калининградской области;
- обеспечение оборонно-стратегических интересов российской Федерации в регионе Балтийского моря.
- отработка на примере Калининградской области более цивилизованных для России правил рыночной экономики и конструктивных принципов сотрудничества Российской Федерации с Европейским Союзом.
Решение перечисленных задач основывается на разработке системы мер правового, финансово-экономического и организационного характера на федеральном и региональном уровнях и определении источников финансирования программы.
Функциональный механизм реализации Программы включает следующие элементы:
- стратегическое планирование и прогнозирование - определение направлений структурной политики развития Калининградской области;
- методы экономического воздействия - финансово-кредитные институты и отношения;
- нормативно-правовое регулирование;
- организационная структура управления Программой
Современный хозяйственный механизм на территории Калининградской области сложился под определяющим воздействием федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Однако действующая нормативно-законодательная база не сложилась в целостную правовую концепцию регулирования хозяйственной деятельности региона. Совершенствование нормативно-правовой базы предполагает внесение изменений и дополнений в действующее законодательство на федеральном и региональном уровнях.
В качестве основных направлений по совершенствованию нормативно-правовой базы федерального уровня в отношении Калининградской области выделяются проблемы урегулирования режимов транспортных потоков, изменения инвестиционной среды, а также мероприятия, затрагивающие финансовую сферу, институциональную среду, рыночную и социальную инфраструктуру, социальную сферу и международное сотрудничество.
В частности для Особой экономической зоны Калининградской области принципиально важно решение следующих проблем:
- предоставления гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации для участников Особой экономической зоны и инвесторов, действующих в Особой экономической зоне;
- упрощение процедур регистрации, лицензирования, проведения контрольно-ревизионных проверок, систем бухучета и отчетности, таможенных процедур проведения экспортно-импортных операций, ввоза и вывоза валюты участниками Особой экономической зоны и инвесторами, действующими в Особой экономической зоне.
Программа предусматривает финансирование из федерального бюджета на безвозвратной основе. В законе о федеральном бюджете на каждый финансовый год определяются объем и обязательные для исполнения условия финансирования конкретных расходов на Федеральную целевую программу развитие Калининградской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года № 866 Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года была утверждена.