Пермская область является одним из наиболее индустриализированных регионов России: по объемам промышленного производства на одного работающего область занимает 4 место среди регионов Приволжского федерального округа. Доля производства промышленной продукции составляет около половины ВРП (по данным на 2002 г. – 40,0%).
В условиях роста диверсификации экономики при оценке налогового потенциала невозможно ограничиваться лишь отраслевым анализом, который не позволяет однозначно определить конкретные меры поддержки и механизмы повышения конкурентоспособности региона, в т.ч., с точки зрения реализации инвестиционного, человеческого, научного потенциалов. Это означает, что оценки и рекомендации по использованию налоговых механизмов с целью оказания влияния на рост областной экономики должны исходить из анализа, носящего объектовый характер, когда с помощью программно-целевого администрирования воздействие оказывается на группы предприятий, обладающих некоторыми сходными признаками: экспортоориентированные предприятия, высокотехнологичные производства и предприятия, обеспечивающие потребительский спрос. Однако зависимость областного бюджета от налоговых поступлений от группы экспортно-ориентированных предприятий по целому ряду факторов создает угрозу устойчивости социально-экономического развития.
Налоговая система должна способствовать диверсификации промышленного развития Пермской области, стимулируя инновации и развитие высокотехнологичных отраслей, способствовать повышению уровня жизни населения региона. Решение важнейшей задачи по обеспечению роста налоговых поступлений и повышению уровня собираемости налоговых платежей требует разработки нового методического подхода к количественной оценке налогового потенциала Пермской области.
По договоренности с Фондом «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика» в 2004 г. в рамках данного проекта Институт экономики переходного периода провел, на основе официальной информации, предоставленной местной администрацией, комплексный анализ действующего областного налогового законодательства Пермской области, в т.ч.:
- анализ эффективности налогового законодательства Пермской области по видам налогов и сборов;
- разработку рекомендаций по совершенствованию налогового законодательства Пермской области с учетом оценки последствий принятия поправок в Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ;
- анализ доходов консолидированного бюджета Пермской области и оценку налогового потенциала Пермской области (в т.ч. в муниципальном разрезе);
- разработку конкретных предложений и рекомендаций в области совершенствования налогового законодательства Пермской области;
- содействие решению проблемы реализации основных положений новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части формирования минимальных местных бюджетов.
При этом предложения и рекомендации по совершенствованию областного налогового законодательства с учетом возможного принятия поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ (в области совершенствования межбюджетных отношений) были подготовлены с учетом:
- законопроектов, внесенных в Государственную Думу РФ и направленных на внесение изменений и дополнений в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ;
- анализа налоговых доходов от основных налогоплательщиков;
- требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- представленной администрацией Пермской области возможной новой структуры органов местного самоуправления Пермской области.