Законопроект об антиамериканских санкциях будет рассмотрен Госдумой РФ до конца весенней сессии. Документ позволяет правительству ввести запрет или ограничения на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, сырья, лекарств (кроме препаратов, не имеющих российских аналогов), алкоголя, табака и других товаров производства США. Инициативой вводятся также ограничения на сотрудничество в атомной и ракетно-двигательной отраслях, а также в авиастроении.

Некоторые комментаторы на основании данных о размере американского импорта в Россию, который в последние два года составил 7–10,5 млрд долларов США, поспешили сделать выводы о том, что эти санкции безвредны для американской экономики, зато наносят заметный урон экономике России. С первой частью утверждения можно согласиться в несколько меньшей мере, чем со второй. В 2016 году 21% американского импорта титана приходилось на российских экспортеров. Только Япония поставила в США больше титана, чем Россия — 25%. Сегодня американские потребители титановых изделий, включая Boeing, действительно зависят от России в поставках этих товаров, и на коротких временных горизонтах безболезненной эту часть российских ответных санкций для американского производителя назвать сложно. Однако на более длительных дистанциях все обстоит ровно наоборот.

В прошлом десятилетии российская власть нередко пыталась повлиять на политические решения других стран, изменяя цены на свои энергоресурсы. Этого хватило для того, чтобы потребители российских нефти и газа всерьез задумались об альтернативах.

Ровно то же можно предположить и об экспорте титана, если он будет ограничен. США и другие страны найдут замену российским поставщикам. Ноу-хау в производстве титана у Великобритании, Германии, Китая, США, Японии и Франции есть. Детали из титана в принципе не являются слишком сложными товарами, соответствующие технологии и возможности есть у сравнительно большого числа стран. Конкурентам остается лишь увеличить или организовать выпуск титановых товаров. Когда это будет сделано, ВСМПО-Ависма, крупный поставщик титановых изделий, среди клиентов которого — высокотехнологичные компании, такие как Boeing, Airbus, Embraer, Rolls-Royce, Pratt & Whitney, утратит значительную часть своего рынка. И уже, скорее всего, безвозвратно. Вместо того, чтобы стать ключевым поставщиком еще в ряде деталей, российский производитель потеряет то, чего смог достичь за долгие годы международной кооперации.

Отказ от поставок титановых деталей может привести к довольно резкой реакции в политических и деловых кругах в США. В результате может измениться отношение ко многим российским поставщикам, и не только в США. Некоторые международные компании начнут искать им замену. Как следствие, без экспортного развития и возможности получения ноу-хау, а также без экспортных доходов рискуют остаться еще несколько российских компаний. А Россия может в значительной мере утратить свои шансы на избавление от сырьевой зависимости. Благополучие страны и далее будет в той же мере, что и сегодня, определяться ценами на энергоносители.

Запрет на привлечение высококвалифицированных специалистов и на сотрудничество в авиастроении, ракетно-двигательной промышленности и консалтинге тоже не сулит ничего хорошего. Многие иностранные эксперты делятся здесь важными знаниями и технологиями. Полагаться на внутренние ресурсы в деле догоняющего научно-технического прогресса наивно: сложность технологий в современном мире очень велика, и участие догоняющих стран в международных технологических кластерах — во многом единственный способ двигаться вслед за мировыми лидерами. Запрет на такое сотрудничество еще больше упростит российскую экономику и рынок труда.

Иван Любимов – старший научный сотрудник РАНХиГС

Комментарий подготовлен на основе материала Новой газеты «Титановые мысли»