VII Гайдаровский форум продолжил работу

14 января VII Гайдаровский форум продолжил свою работу.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГАЙДАРОВСКОГО ФОРУМА >>>

Утром второго дня работы международной конференции «Россия и мир: взгляд в будущее» состоялась панельная дискуссия по теме «Эффективное формирование бюджета в здравоохранении», модератором которой выступил зав. кафедрой Института развития дополнительного профессионального образования Виталий Флек. Для обсуждения были предложены вопросы: как правильно сбалансировать расходы на различные уровни оказания медицинской помощи; положительный опыт в формировании бюджета здравоохранения на национальном, региональном уровнях или на уровне отдельно взятых программ в сфере здравоохранения; как эффективно внедрять инновационные технологии в государственной системе здравоохранения; какими компетенциями должны обладать чиновники, отвечающие за формирование бюджетов здравоохранения.

   

В дискуссии приняли участие Вероника Скворцова, Министр здравоохранения РФ; Нелли Найговзина, заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ; Никита Белых, губернатор Кировской области; Ричард Бергстром, генеральный директор Европейской федерации фармацевтической промышленности и ассоциаций (EFPIA); Джейн Гриффитс, президент группы компаний Janssen, корпорация Johnson&Johnson; Джим Костанца, партнер, руководитель глобальной практики по консультационным услугам в области здравоохранения компании EY; Эрик Корню, глобальный вице-президент Novartis AG. 

Итоги обсуждения подвела Министр здравоохранения В. Скворцова.

Также утром были проведены несколько экспертных круглых столов. В рамках дискуссии «Россия и мир: перспективы торгово-экономического сотрудничества» эксперты обсудили перспективы дальнейших интеграционных процессов в рамках постсоветского пространства, а также возможности участия России в других интеграционных процессах.

В обсуждении приняли участие: Алексей Портанский, профессор Факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН; Дэвид Тарр, экономист, консультант Всемирного банка; Андрей Липин, зам. директора Департамента макроэкономической политики ЕЭК; Наталья Волчкова, профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям Центра экономических и финансовых   исследований и разработок; Гульнара Хайдаршина, зам. начальника Департамента анализа рыночной конъюнктуры «Газпромбанк» (АО); Александр Орлов, шеф-редактор экономического блока «Газета.ру».

Модератором дискуссии выступил директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС, зав. лабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель, который также представил доклад «Основные вызовы российской внешнеэкономической политики».

В своем выступлении А. Кнобель рассказал о потенциальных макроэкономических эффектах интеграции. По его словам, значительная доля товаров, участвующих в международном обмене, производится не в отдельно взятой стране, а в рамках глобальных цепочек, проходящих через несколько стран. Поэтому защита экономических интересов в таких условиях требует не протекционизма в национальных границах, а протекционизма в отношении существующих цепочек.

Многосторонние договоренности обеспечивают определенный уровень либерализации мировой торговли и задают границы допустимого протекционизма.

Все больше стран ускоряют развитие торгово-экономического взаимодействия через механизмы двусторонних и блоковых преференциальных торговых соглашений (ПТС): сейчас таких соглашений более 300, почти все страны участвуют в тех или иных ПТС.

   

Наиболее значимые для России торгово-экономические блоки, которые будут формировать правила игры в мировой экономике – TPP, ЕС, TTIP (трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство ЕС – США).
 
Профессор Алексей Портанский рассказал о специфике тарифной либерализации в XX в., а также о попытках вести переговорный процесс  в целях создания торгово-экономических блоков за пределами ВТО – TPP, TTIP. По его мнению, заключение мегарегиональных торговых соглашений (МРТС) должно нести комплементарный характер по отношению к ВТО. МРТС исключают большую часть развивающихся стран, которые составляют большинство в ВТО. Влиятельнейшие на сегодняшний день члены ВТО Китай, Индия, Бразилия не являются участниками МРТС.

Позиция США, похоже, прямо противоположна позиции Индии и многих других развивающихся стран, которые считают, что продолжающиеся в течение долгового времени переговоры должны быть завершены до перехода к рассмотрению новых вопросов.

Таким образом, на сегодняшний день ВТО остается наилучшим форумом, на котором страны ОЭСР могут вести переговоры с нарождающимися экономиками о доступе на рынок и правилах торговли. Поэтому есть надежда полагать, что МРТС все-таки не станут могильщиком ВТО.

    

TPP и, возможно, в недалеком будущем TTIP – это объективные реалии сегодняшней глобальной экономики и торговли, которые невозможно игнорировать. МРТС типа TPP и TTIP существенно превзойдут известные ранее РТС/ПТС по занимаемой доле в мировой торговле.

В то же время в будущем центральная роль ВТО вряд ли сохранится в прежнем виде. Однако ее роль, скорее всего, останется существенной.
 
Наталья Волчкова заострила свое внимание на влиянии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС на экспортную эффективность в третьи страны. Она отметила, что на фоне падения цен на энергоносители Россия и Казахстан испытывают существенные проблемы с диверсификацией экспортного потенциала, поскольку конкурентоспособных промышленных товаров в ЕАЭС очень мало. Профессор РЭШ назвала ряд перспективных отраслей с высоким потенциалом диверсификации, это: металлургия, химическая промышленность, машиностроение и электроника. Задачей на ближайшую перспективу является поддержка именно этих отраслей.
 
Гульнара Хайдаршина в своем выступлении затронула проблему  влияния замедления темпов экономического роста Китая на торговые отношения с Россией. Она отметила, что торговля России и Китая носит ассиметричный характер в силу превалирования сырьевых товаров в торговой корзине.
 
Дэвид Тарр достаточно пессимистично оценил эффективность Таможенного Союза и сделал попытку обозначить ряд проблем, с которыми может столкнуться ЕАЭС в будущем. Он отметил, что торговые тарифы ТС были более обременительными для стран-членов в отличие от разрабатываемых тарифов в рамках ЕАЭС. Д. Тарр подчеркнул, что эффективность ЕАЭС будет зависеть от выгоды стран-участников.
 
Андрей Липин выступил с докладом «ЕАЭС: перспективы экономического сотрудничества». Эксперт отметил, что темп прироста взаимной торговли товарами в ЕАЭС в период за январь–октябрь 2015 г. упал к уровню прошлого года на 33%. Падение стоимостного объема в значительной степени формируют сырьевые товары. Анализ имеющегося опыта показывает, что на этапе функционирования Единого экономического пространства возникает объективная необходимость углубления сотрудничества в макроэкономической и валютно-финансовой сферах, в направлении координации.

Презентации к выступлениям:

А. Кнобель >>>

А. Портанский >>>

Д. Тарр >>>

А. Липин >>>

Н. Волчкова >>>

Г. Хайдаршина >>>

В рамках экспертной дискуссии «Великие державы, великие вызовы: формирующийся мировой порядок» были обсуждены пути формирования отношений между главными мировыми державами: КНР – США, КНР – Россия, Россия – США; возможности для этих государств выступить в качестве лидеров в решении самых насущных глобальных вопросов, таких как изменение климата, терроризм, пандемии, продовольственная безопасность и безопасность водоснабжения, мировая экономика; является ли создание Нового банка развития БРИКС свидетельством зарождения нового мирового финансового порядка, который сможет и каким образом проверить на прочность господство моделей Всемирного банка и МВФ.

Модератором круглого стола выступил главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. В обсуждении приняли участие: Денис Шулаков, первый вице-президент «Газпромбанк» (АО); Сунь Чжэ, директор Центра американо-китайских отношений Университета Цинхуа; Андрей Кортунов, генеральный директор Российского совета по международным делам; Тимоти Колтон, профессор Гарвардского университета; Синтия Робертс, профессор Городского университета Нью-Йорка и Колумбийского университета; Александр Габуев, руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги.

Дневная панельная дискуссия, которая прошла под руководством председателя Госдумы РФ Сергея Нарышкина, была посвящена теме «Роль парламентаризма в экономике». В ней приняли участие: председатель Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин; председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова; председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по бюджету и налогам Андрей Макаров; вице-президент – управляющий директор Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Варварин; депутат Национальной ассамблеи Франции Эрве Маритон; председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская.

   

Дискуссия прошла по следующим направлениям: парламент и бюджетная политика; парламент и кредитно-денежная политика; законодательство и бизнес: цивилизованный лоббизм; роль парламентаризма в определении социально-экономических задач; парламентский контроль – условия эффективности.

В рамках заседания также состоялось выступление президента Греческой Республики Прокописа Павлопулоса.

В свете задач реализации Национальной технологической инициативы сегодня встает вопрос о необходимости создания условий, благоприятствующих развитию в нашей стране новых высокотехнологических рынков и появлению на них компаний-лидеров, конкурентоспособных на мировой арене. Существует разрыв между сложившейся институциональной средой и потребностями малых и средних технологических компаний, призванных стать основной движущей силой НТИ. В связи с этим очень актуальной была тема «Институциональный дизайн экономики России: переход от рентной к технологической модели», которая была обсуждена на панели под руководством генерального директора, председателя Правления ОАО «Российская венчурная компания» Игоря Агамирзяна. 

Участникам было предложено высказаться по следующим вопросам: возможно ли выстроить эффективную систему реализации НТИ в существующих условиях; как перестроить институты под задачи поддержки технологических компаний; кто должен выступить инициатором изменений; какие шаги необходимы и какова их цена, можно ли пожертвовать устойчивостью сложившейся системы ради прогресса.

   

В обсуждении приняли участие: Олег Фомичев, статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ; Александр Повалко, Замминистра образования и науки РФ; Александр Аузан, декан Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Виктор Вахштайн, декан факультета Московской высшей школы социальных и экономических наук; Екатерина Шапочка, исполнительный директор Аналитического центра «Форум», член Экспертного совета при Правительстве РФ; Сергей Генералов, соруководитель рабочей группы MariNet, президент группы компаний «Промышленные инвесторы»; Сергей Недорослев, сопредседатель, член Координационного и Генерального советов Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»; Вадим Махов, президент ПАО «Объединенные машиностроительные заводы»; Евгений Кузнецов, заместитель генерального директора – директор проектного офиса ОАО «Российская венчурная компания»; Дэвид Снеддон, директор по экспорту компании Google, генеральный директор Google Швеция.

Во второй половине дня состоялась панельная дискуссия «Компании с государственным участием – двигатель или тормоз экономики?», модератором которой был председатель Совета директоров ПАО «Аэрофлот» Кирилл Андросов.

Участникам было предложено обсудить следующие вопросы: есть ли предел растущей доли государства в экономике; может ли государство быть эффективным собственником, как оценивать эту эффективность; как частные компании могут конкурировать с государственными, в чем конкурентное преимущество госкорпораций; в чем мотивация руководства компаний с государственным участием.

Свое мнение по предложенным вопросам выразили: Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ; Олег Белозеров, президент ОАО «Российские железные дороги»; Владимир Лисин, председатель Совета директоров НЛМК; Кирилл Дмитриев, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций; Анатолий Голомолзин, Заместитель руководителя ФАС России.

 

Вечером состоялась панель на тему «Стратегия создания территориально-обоснованного инновационно-производственного центра ИННОКАМ», модератором которой выступил ректор РАНХиГС Владимир Мау. В заседании приняли участие президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, Министр транспорта РФ Максим Соколов, Министр энергетики РФ Александр Новак, Замминистра экономического развития РФ Андрей Иванов, декан Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета, главный научный сотрудник Института Гайдара Алексей Кудрин, статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев, проректор ВАВТ Павел Кадочников, заместитель председателя государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» Андрей Клепач, ректор Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Шаронов, генеральный директор – председатель правления Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Александр Браверман, генеральный директор ПАО «Нижнекамскнефтехим» Азат Бикмурзин, генеральный директор ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» Тимур Шагивалеев, зам. руководителя Секретариата Заместителя Председателя Правительства РФ А.В. Дворковича Олег Хорохордин.

Дискуссия прошла по следующим направлениям: перспективы реализации социально-экономической политики Республики Татарстан с точки зрения Стратегии-2030: развитие Камской агломерации как «точки роста» отечественной экономики; Стратегия развития транспортной инфраструктуры на примере развития Камской агломерации Республики Татарстан: современные акценты и приоритеты; доступ к сырью и сохранение конкурентоспособности нефтегазохимического комплекса Поволжья и Западной Сибири: перспективы развития инвестиционного проекта для транспортировки широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) «Ямал – Поволжье»; Развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования: перспективы создания сетевых университетов; формы и направления государственной поддержки инноваций в отечественной промышленности

Также состоялся экспертный круглый стол на тему «Затраты и выгоды низкоуглеродного развития, моделирование энергетики и экологии». Модераторами дискуссии выступили зав. Лабораторией исследований проблем экономического роста РАНХиГС, зам. зав. Международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости Института Гайдара Мария Казакова и руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин. 

Были предложены для обсуждения следующие вопросы: Проект глубокого сокращения выбросов парниковых газов (DDPP); международная кооперация в вопросах противодействия климатическим изменениям; глобальная трансформация энергетики, роль инноваций и издержек в формировании будущих рынков энергетики; устойчивое развитие и долгосрочный экономический рост; роль энергоэффективных зданий и транспорта в низкоуглеродном развитии; анализ последствий климатических изменений в рамках многострановой динамической модели жизненного цикла; экологические эффекты либерализации торговли при вступлении России в ВТО.

В дискуссии приняли участие: Игорь Башмаков, генеральный директор Центра по эффективному использованию энергии; Владимир Бердин, заместитель исполнительного директора Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО; Лоуренс Котликофф, зав. Международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости Института Гайдара, профессор Бостонского университета; Джон Лайтнер, с.н.с. Центра экономического моделирования энергетики и экологии РАНХиГС; Олег Луговой, научный руководитель Центра экономического моделирования энергетики и экологии РАНХиГС; Георгий Сафонов, директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ; Дэвид Тарр, экономист, консультант Всемирного банка.

Дискуссию открыл Дэвид Тарр рассказав о своей многосекториальной модели, рассчитывающей эффекты от снижения выбросов парниковых газов. Как отметил экономист, важен способ экологического регулирования, поскольку неэффективное регулирование может спровоцировать политическую реакцию, которая, в свою очередь, может обратить вспять экологические политики. По мнению Тарра, экологическое регулирование должно основываться на рыночных принципах, причем наиболее эффективными являются такие методы, как торговля эмиссионными квотами или общая ставка налога для всех видов выбросов. Кроме того, как показал Тарр, в случае присутствия механизмов несовершенной конкуренции или существования прямых иностранных инвестиций, игнорирование их и их эндогенных эффектов производительности может привести к противоположным выводам относительно последствий торговых и экологических реформ.

Лоуренс Котликофф осветил основные вопросы моделирования климатических изменений. Профессор Л. Котликофф рассказал о разрабатываемой в Институте Гайдара модели с перекрывающимися поколениями для анализа экономической политики в области снижения выбросов парниковых газов. В данной модели в качестве источников энергии различаются углеводороды и альтернативные виды энергии. Модель позволит анализировать влияние налогов, квот на добычу углеводородов, а также оценивать воздействие сектора альтернативной энергетики на уровень добычи и динамику цен на углеводороды. С помощью модели можно будет изучать эффективность мер экономической политики в области альтернативной энергетики относительно сглаживания последствий глобального потепления и перераспределения между поколениями бремени и выгод от борьбы с глобальным потеплением. Разрабатываемая модель позволит также оценить эффективность экономических стимулов по снижению загрязнений окружающей среды.

Алексей Кокорин на правах модератора сделал отступление, обратившись к «парижским соглашениям» (глобальным климатическим соглашениям) и осветил основные проблемы, которые обсуждались в Париже. В частности, углеродный налог предлагалось рассматривать как национальное средство регулирования.

Более общий взгляд на парижские соглашения был представлен Владимиром Бердиным. Он отметил, что система ООН в настоящее время мобилизуется на действия, направленные на сокращение выбросов парниковых газов. Кроме того, в Париже было принято решение, которое стороны обязались выполнять: к 2020 году они должны будут представить стратегии долгосрочного развития, нацеленные на снижение уровня выбросов и периодически предоставлять отчеты по адаптации к изменению климата.

Джон Лайтнер совместно с Георгием Сафоновым рассказали о результатах своей работы над международным проектом, который координируется Джеффри Саксом, - «Проект глубокого сокращения выбросов парниковых газов (DDPP)», где представляли команду ученых и исследователей из России.

Джон Лайтнер также поделился своими наработками в вопросах глобальной трансформации энергетики, анализа роли инноваций и издержек в формировании будущих рынков энергетики, обратившись в том числе к работам российских экономистов из РАНХиГС.

В свою очередь Игорь Башмаков рассказал о роли энергоэффективных зданий и транспорта в низкоуглеродном развитии.

В ходе дискуссии также обсуждались пути международной кооперации в вопросах противодействия климатическим изменениям, закономерности устойчивого развития и долгосрочного экономического роста.

Презентации к выступлениям:

И. Башмаков >>>

Л. Шевелев >>>

Д. Тарр >>>

Дж. Лайтнер >>>

О. Луговой >>>

Г. Сафонов >>>

В рамках Гайдаровского форума состоялась экспертная дискуссия «Исламские финансы: проблемы формирования отрасли» (модераторы: Бекхан Чокаев, зам. зав. лабораторией эмпирических исследований финансовых рынков ИЭП; Магомет Яндиев, с.н.с. РАНХиГС, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова). На актуальность данной тематики указывает то, что дискуссия по ней на форуме проводится уже второй год подряд. В этом году состав участников дискуссии был еще более представительным, чем в прошлом. Главным вопросом, который всегда подразумевается при обсуждении темы исламских финансов, является: какую пользу может принести этот новый вид финансовых взаимоотношений для российской экономики? Ответ простой, и заключается он в том, что, развитие исламских финансов позволит привлечь в экономику, во-первых, сбережения той части населения страны, которая до этого не имела возможности сберегать, и во-вторых, иностранные инвестиции путем выпуска российскими компаниями исламских ценных бумаг. Но оба этих механизма, строго говоря, требует изменений в законодательстве.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Дмитрий Савельев в своем докладе отметил, что нужно идти в этом направлении путем точечных изменений в различных законодательных актах и рассказал о том, что за прошлый год им было внесено в Думу на рассмотрение 6 законопроектов, направленных на создание исламских финансовых инструментов. Два из них касаются Гражданского Кодекса и Закона о банках и направлены на снятие существующего обязательного условия платности займа. Этот аспект является одним из ключевых, так как по принципам исламских финансов предоставление денежных средств (будь то вклады физических и юридических лиц в финансовых организациях или какой-либо другой вид) должно происходить на основе разделения прибыли, а не на условии фиксированной доходности. Остальные законопроекты касаются вопросов страхования, лизинга, торговли реальными активами и доверительного управления имуществом банками.

Заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Сергей Платонов согласился с тем, что необходимо вносить точечные изменения в законодательство, но отметил, что такие изменения не должны затрагивать уже действующих участников финансового рынка так, чтобы это приводило к возрастанию рисков в экономике. В качестве примера он пояснил, почему правительством был дан отрицательный отзыв на законопроект Савельева, разрешающий банкам заниматься торговой деятельностью. Основная причина такого отзыва – риски ослабления контроля за деятельностью банков и нарушения прав вкладчиков.  

Доклад Президента Фонда развития исламского бизнеса и финансов Линара Якупова был посвящен Технико-экономическому обоснованию (ТЭО) развития исламских финансов в Республике Татарстан (РТ), которое было выполнено совместно с малазийскими специалистами по заказу Правительства Татарстана и принято в декабре прошлого года. Он отметил, что ТЭО – это первый официальный документ, в котором (на 400 страницах) приведены все необходимые меры для создания исламского финансового сектора, как в РТ, так и во всей РФ, в том числе все необходимые для этого изменения в законодательстве. Основной вывод из ТЭО – создание исламского финансового сектора в РТ является востребованным. Докладчик призвал органы государственной власти, бизнес и экспертное сообщество изучить ТЭО с тем, чтобы сформировать общее мнение об эффективности предлагаемых в нем мер. Особую роль по изучению этого документа следует отвести Центральному Банку и Министерству Финансов как главным органам регулирования финансового рынка.  

Заместитель председателя ЦБ Александр Торшин в своем докладе рассказал о том, что в Банке России создана рабочая группа по изучению опыта функционирования исламских финансовых институтов и возможностей их развития в России. Он отметил, что этой группе нужно время на изучение всех вопросов и на данный момент ЦБ не готов дать оценку целесообразности масштабных изменений в регулировании финансового рынка. Однако выступающий добавил, что Банк России не против того, чтобы исламские финансовые продукты присутствовали на финансовом рынке и, что по его личному мнению такие продукты будут успешно развиваться.

Доклад юриста международной юридической компании Linklaters Хамзата Асабаева был посвящен вопросам сопровождения эмиссии исламских ценных бумаг – сукук и возможностям выхода российских компаний на этот рынок. Он отметил, что между крупными сделками по привлечению иностранного капитала российскими компаниями (путем выхода на IPO или выпуска еврооблигаций) и крупными сделками по выпуску исламских ценных бумаг иностранными компаниями есть одно важное общее звено – эти сделки были проведены в рамках юрисдикции Великобритании. Это означает, что, так как у российских компаний есть опыт привлечения капитала в рамках английского права, то они могут воспользоваться этим опытом для привлечения капитала путем выпуска сукук. Особенность процесса выпуска сукук заключается в получении экспертизы шариатского совета о соответствии финансового инструментам всем принципам исламских финансов. Однако весь процесс, так или иначе, проходит в рамках английской юрисдикции и все составные его части хорошо знакомы российским компаниям. Поэтому докладчик делает вывод о том, что нет никаких фундаментальных причин, препятствующих выходу российских компаний на рынок сукук. Главное препятствие – отсутствие целенаправленной, последовательной работы по изучению отрасли выпуска исламских ценных бумаг и взаимодействия с основными игроками, сопровождающими такие сделки (в том числе, с оказывающими услуги шариатской экспертизы). Ведь еще 25 лет назад выход российских компаний на рынки IPO и еврооблигаций мог рассматриваться как большой подвиг, но в какой-то момент компании преодолели этот барьер путем изучения рынка и взаимодействия с его игроками, и теперь – это привычное явление.

Коротко резюмируя выступления участников данной секции, можно сказать следующее. На данный момент выявлены необходимые законодательные изменения для создания исламского финансового сектора в российской финансовой системе и часть этих изменений уже внесена в Думу. Однако Банк России и Министерство Финансов изучают данные меры и пока не готовы дать им свою оценку. Поэтому правовые ограничения на развитие исламских финансовых услуг в российской экономике сохраняются, что нельзя сказать об ограничениях на выход российских компаний на рынок исламских ценных бумаг. Российские компании могут выпускать исламские ценные бумаги в рамках английского права так же, как они выпускают еврооблигации, но для этого им необходимо преодолеть «психологический» барьер.

Таким образом, из двух механизмов извлечения выгод для российской экономики от развития исламских финансов – стимулирования внутренних сбережений и привлечение внешних инвестиций – пока потенциально может работать только второй.

СМИ:

ТАСС

Интерфакс

РБК

Четверг, 14.01.2016