В Госдуме РФ предлагают увеличить размер социальных налоговых вычетов

Авторы данной инициативы предлагают в два раза увеличить общий размер социальных налоговых вычетов – со 120 тыс. до 240 тыс. руб., а также поднять предельную сумму вычета расходов на обучение детей с 50 тыс. до 100 тыс. руб. Внесение соответствующего законопроекта (№ 641225-7) обосновывается, во-первых, ростом стоимости обучения в высших учебных заведениях, во-вторых, темпами ее роста, опережающими рост номинальной средней заработной платы в России, и, в-третьих, неактуальностью давно установленных лимитов на фоне инфляции.
Важной частью российской налоговой политики является поддержка граждан, осуществляющих социально значимые расходы, включая благотворительность, образование, лечение, пенсионное обеспечение. Такая поддержка реализуется через механизм предоставления социальных налоговых вычетов, которые позволяют гражданам страны компенсировать часть понесенных на указанные цели расходов путем возврата НДФЛ из бюджета в сумме, не превышающей в общем случае 15,6 тыс. руб., исходя из лимита в 120 тыс. руб. расходов и 13%-ной налоговой ставки. Исключения установлены в отношении: благотворительных расходов, которые учитываются при определении размера вычета в пределах 25% от суммы налогооблагаемых доходов физического лица, расходов на дорогостоящее лечение, для которых нет лимитов, а также расходов на обучение детей налогоплательщика, ограничиваемых «сверху» суммой в 50 тыс. руб. для целей получения вычета.

На сегодняшний день нельзя отрицать, что порядок предоставления социальных налоговых вычетов, закрепленный в ст. 219 НК РФ, действительно имеет ряд недостатков. Прежде всего это серьезное отставание действующих лимитов от инфляции. Стоит отметить, что текущее ограничение в размере 120 тыс. руб. было установлено десять лет назад (с 1 января 2009 г.) и с тех пор ни разу не индексировалось, тогда как цены на обучение, например, в государственных образовательных организациях высшего профессионального образования, по данным Росстата, выросли в три раза. Несмотря на рост номинальной средней заработной платы социальный смысл вычета сужается, особенно учитывая, что:

    1)  помимо расходов на обучение налогоплательщик может оплачивать иные расходы, подпадающие под действие единого лимита социальных налоговых вычетов;
    2) вычет образовательных расходов призван не только компенсировать налогоплательщику их часть, но и стимулировать граждан к получению образования.

И предлагаемый лимит в 240 тыс. руб. не случаен: именно таким он был бы сегодня, если бы ежегодно корректировался на инфляцию. На этом фоне особенно скромным выглядит вычет расходов на обучение детей, который не только ограничен гораздо меньшей суммой в 50 тыс. руб. (лимит была установлен еще раньше – с 1 января 2007 г.), но и распределяется в этой сумме на обоих родителей, позволяя семье сэкономить 6,5 тыс. руб. на одного ребенка. При этом средняя стоимость обучения в год даже в коммерческом ВУЗе превышает сегодня 100 тыс. руб., а оплата обучения детей относится к числу наиболее актуальных аспектов жизни российских семей. Так, по данным ФНС России, за 2017 г. более чем в половине случаев, когда налогоплательщики обращались за вычетом расходов на обучение, речь шла об оплате обучения детей.

Кроме того, необходимо обратить внимание, что оплата налогоплательщиком обучения брата (сестры) позволяет получить вычет в размере 120 тыс. руб., а оплата обучения собственного ребенка – в размере 50 тыс. руб. Подобное различие в условиях предоставления вычета исходя из степени родства не обосновано, а также не соответствует принципу налоговой нейтральности.

Первопричина указанных проблем – в отсутствии механизма индексации предельной суммы социальных налоговых вычетов с момента их установления в главе 23 НК РФ. В то же время индексация текущих лимитов так же не будет оптимальным решением, прежде всего потому, что они уже не соответствуют экономическим реалиям и их корректировка на инфляцию, которая сама по себе не является в настоящее время высокой, принципиально ничего не изменит. Поэтому сложившаяся ситуация действительно требует двукратного увеличения лимитов. При этом сумму вычета расходов на обучение детей, который наиболее востребован среди налогоплательщиков, целесообразно довести до единого лимита, также подняв до 240 тыс. руб., или в 4,8 раза.

Несмотря на то что реализация данной инициативы может привести к росту нагрузки на региональные бюджеты (поскольку НДФЛ передается субнациональным властям), важно соотносить объем поступлений НДФЛ и выпадающие доходы от применения вычета расходов на обучение. За 2017 г. эти поступления, по данным ФНС России, составили 824,2 млрд руб., тогда как выпадающие доходы от применения вычета расходов на обучение за аналогичный период времени можно оценить на уровне 3,8 млрд руб., или 0,5%. Двукратное увеличение вычетов повысит эту долю всего до 0,9% (7,7 млрд руб. выпадающих доходов), а при унификации суммы вычета по расходам на обучение детей – до 1,7% (13,7 млрд руб. выпадающих доходов). Представляется, что «простор» для объективно необходимых изменений налогового законодательства существует, и важно не отказываться от них, но искать наиболее приемлемый вариант.

Владимир Громов – к.э.н., с.н.с. лаборатории исследований налоговой политики ИПЭИ РАНХиГС