Специальный налоговый режим для самозанятых лиц, т.е. граждан, самостоятельно обеспечивающих себя доходом без привлечения наемных работников, может быть введен в России уже в 2019 г.

Однако на данный момент Минфином России планируется не полномасштабное введение нового налогового режима наравне с другими, уже существующими режимами для предпринимателей – физических лиц, а его апробация в формате пилотного проекта, действие которого, по словам заместителя министра финансов России Ильи Трунина, предположительно продлится 10 лет и первоначально охватит территорию четырех российских регионов: Москву, Московскую область, Республику Татарстан и Калужскую область . При этом не исключается расширение этого списка в случае принятия соответствующего решения Правительством России.

В отличие от ныне действующей патентной системы регистрация в качестве индивидуального предпринимателя не будет обязательным условием применения режима для самозанятых лиц. Наличие этого статуса также не будет препятствием для выбора данного налогового режима, но в этом случае совмещать разные налоговые режимы не получится.

Основная цель специального налогового режима для самозанятых лиц состоит в легализации доходов физических лиц, работающих без статуса ИП. Режим ориентирован в первую очередь на тех, кто получает доходы, оказывая другим физическим лицам такие услуги, как, например, репетиторство, присмотр и уход за детьми, пожилыми людьми, уборка квартиры. Их доход по величине часто соответствует небольшой заработной плате, при этом его достаточно легко скрыть в отличие от той же заработной платы, налог с которой удерживается у источника выплаты. При этом регистрация в качестве ИП и уплата стоимости патента с обособленной выплатой фиксированной суммы страховых взносов (которая может быть сопоставима с величиной самого дохода) зачастую является фактором, заставляющим физических лиц не декларировать доходы из-за очевидного несоответствия выгод и издержек.

Выведение из тени лиц, работающих на себя, планируется осуществлять путем снижения налоговой ставки на профессиональный доход и упрощения порядка исчисления и уплаты налога. Для этого предусмотрено:

во-первых, взимать налог с профессионального дохода по ставке всего 4%, а в случае получения доходов от организаций – по ставке 6% (ради нейтральности налогообложения с другими режимами: УСН и ПСН);

во-вторых, включить страховые взносы в ставку налога на профессиональный доход, чтобы они уплачивались как один платеж; при этом взносы будут исчисляться только на обязательное медицинское страхование по ставке 1,5% (как следствие, это снизит нагрузку на региональные бюджеты по уплате взносов на ОМС за неработающее население);

в-третьих, принимать уплату налога через мобильное приложение, одновременно освободив самозанятых лиц от представления деклараций и каких-либо иных документов.

Таким образом, повышение платежной дисциплины будет достигаться через регулирование и налоговой, и административной нагрузки с использованием современных технологий.

При этом во избежание злоупотреблений в условия перехода на режим для самозанятых лиц будут заложены ограничения по уровню доходов и видам деятельности. В настоящее время в качестве потенциальных субъектов данного налогового режима рассматриваются физические лица с доходами до 2,4 млн руб. в год, или не более 200 тыс. руб. в месяц, а к видам деятельности, при которых применение режима будет невозможным, отнесены, в том числе, торговля ценными бумагами, сдача в аренду нежилых помещений, розничная торговля, а также производство подакцизной продукции.

Новый налоговый режим способен повысить адресность налогообложения малого бизнеса в России, поскольку вместе с другими режимами фактически закрепляет за каждой категорией предпринимателей свой особый порядок налогообложения, учитывающий специфику масштабов деятельности и характер получения доходов. Поскольку режим нацелен на обложение налогом доходов, которые не декларируются, применение режима должно привести к росту налоговых поступлений. Однако большую роль в этом процессе будет играть как степень информированности населения о новом режиме, так и уровень налоговой культуры (морали), поскольку наличие даже очень низкой налоговой ставки не является гарантией платежной дисциплины в условиях, когда налогоплательщик об этой ставке не знает либо знает, но не рассматривает ее как стимул для уплаты налога. Кроме того, учитывая, что режим для самозанятых лиц дает очень низкую налоговую ставку, он перетянет на себя часть налогоплательщиков, которые применяют (или готовы были бы применять) патентную систему налогообложения, где ставка выше, что приведет к частичной потере поступлений патентного налога. Поэтому основным условием эффективности нового режима является успешное вовлечение в его сферу именно тех лиц, которые скрывают доходы, и недопущение трансформации режима в инструмент налоговой минимизации.

Владимир Громов – к.э.н., с.н.с. лаборатории исследований налоговой политики ИПЭИ РАНХиГС