Одной из тем обсуждения на IX Гайдаровском Форуме был поиск источников роста российской экономики во внешней торговле.

На политическом уровне поставлена задача роста экспорта, повышение глобальной конкурентоспособности российской экономки на мировом рынке и увеличение вклада торговой политики в темпы роста ВВП страны.

В рамках данной задачи сформулированы целевые показатели: к 2025 г. Россия должна нарастить экспорт до 500 млрд долл.: сырьевой экспорт до 300 млрд. млрд (в 2017 г. этот показатель составил примерно 225 млрд долл.), а несырьевой до 200 млрд долл. (в 2017 г. – примерно 125 млрд долл.).

Чтобы увеличить выручку от сырьевого экспорта, необходимо действовать в двух направлениях. С одной стороны, нужно наращивать свое присутствие на европейском и китайском рынках природного трубопроводного газа. С другой стороны, необходимо наращивать собственное производство по сжиженному газу: на Сахалине-2, Балтийском СПГ и на Арктическом СПГ в Мурманске, по максимуму использовать проектные мощности Ямал–СПГ. Без этих действий невозможно будет выйти на целевые показатели по сырьевому экспорту.

Что касается несырьевого неэнергетического экспорта, то тут также необходимо увеличивать свое присутствие на европейском рынке и рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Только за счет увеличения растущего спроса на рынках-партнерах целевых показателей не достичь. Необходим опережающий рост экспорта – мы должны увеличивать долю наших товаров на рынках партнеров.

Также необходимо помнить о том, что пока Россия слабо вовлечена в глобальные цепочки добавленной стоимости: по формальным показателям мы примерно в 1,5–2 раза хуже, чем в среднем по странам ОЭСР. Основная причина заключается в том, что мы неэффективно используем импорт. Проблема не в том, что мы мало или много импортируем, а в том, что импорт ограниченно используется для производства товаров, идущих затем на экспорт. То есть технологические цепочки обрываются на внутреннем спросе, а должны идти дальше.

Существенной проблемой является и тот факт, что у России слишком мало экспортных товаров со сравнительным преимуществом. Из 1200 товарных позиций Россия имеет лишь 160–170 товаров со сравнительным преимуществом в экспортной корзине. К примеру, у Китая более 500 таких товаров, а у США и у других развитых стран – более 400. Это говорит о том, что наша структура экспорта не диверсифицирована. Поэтому, чтобы в дальнейшем наращивать экспортную выручку, необходимо усложнять экспорт.

Чтобы достичь обозначенных ориентиров в области внешней торговли, необходимо, помимо всего прочего, решить несколько административных и политических проблем: упрощение таможенных процедур, ослабление и дальнейшая отмена валютного контроля, активизация участия в интеграционных процессах, а также решение логистических проблем, связанных с «расшивкой узких мест» во внешнеторговых операциях.

Александр Кнобель – к.э.н., зав. лабораторией международной торговли Института Гайдара