Приватизационная политика в 2017 г.

В 2017 г. стартовала новая 3-летняя приватизационная программа на 2017–2019 гг., утвержденная с некоторой задержкой распоряжением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 227-р. Интенсивность ее корректировок пока невелика.

Сделки с акциями 7 компаний, приватизируемых на основании специальных решений Президента РФ и Правительства РФ с учетом конъюнктуры рынка и рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов, не проводились. Из заявлений руководства Росимущества, сделанных уже в текущем году, можно сделать вывод о том, что ведется подготовительная работа в отношении АО «Совкомфлот» и «Объединенная зерновая компания». В 2017 г. были завершены начатые в рамках предыдущей приватизационной программы мероприятия по консолидации имущества аэропортов Шереметьево и Внуково. Доля государства в капитале объединенных операторов в этих аэропортах составила 30,43% и чуть более 25% соответственно.

С финансовой точки зрения, по данным оперативного Отчета об исполнении федерального бюджета на 1 января 2018 г. (по источникам внутреннего финансирования дефицита), представленного на сайте Федерального казначейства, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, составили 14 284,5 млн руб., что более чем вдвое превышает прогнозную величину бюджетных доходов от приватизации, содержащуюся в приватизационной программе (5,6 млрд руб. ежегодно без учета стоимости акций крупнейших компаний).

Более половины этой суммы (8 531,7 млн руб.) было обеспечено в ходе реализации распоряжений Правительства РФ 2010 г. и 2016 г. и соглашений между Росимуществом и ПАО АФК «Система» о выкупе последней с рассрочкой (в течение 5 лет) акций акционерной компании с ограниченной ответственностью «Система Шиям Телесервисез Лтд», находящихся в федеральной собственности, по цене 777 млн долл. США. Упомянутая компания является совместным российско-индийским предприятием, пакет обыкновенных акций которого был приобретен в собственность РФ на основании Соглашения 2007 г. между правительствами России и Индии о расширении сферы использования средств, поступающих в погашение задолженности этой страны перед РФ по ранее предоставленным бывшим СССР и РФ государственным кредитам, и закона о федеральном бюджете на 2010–2012 гг. Данная сделка с активом, не включенным в действующую приватизационную программу, стала единственной, выходящей за рамки типовых приватизационных процедур.

Помимо нее в 2017 г. было реализовано 46 пакетов акций (долей) хозяйственных обществ (АО) на сумму 5,19 млрд руб., а в отношении 18 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) приняты решения об условиях приватизации. Количество проданных пакетов акций (долей) хозяйственных обществ сократилось по сравнению с 2016 г. (179 ед.) почти в 4 раза, опустившись ниже уровня кризисного 2009 г. (52 ед.), когда имел место минимум за все 2000-е годы. Из всех проданных пакетов акций более 3/4 (36 ед.) составили те, информационные сообщения о продажах которых были опубликованы еще в 2016 г. По сумме сделок (5,19 млрд руб.) падение оказалось не столь драматичным (на 45%), но и эта величина оказалась меньше любого из погодовых показателей за предыдущие 3 года (2014 г. – 8,0 млрд руб., 2015 г. – 7,3 млрд руб., 2016 г. – 9,5 млрд руб.). Количество приватизированных ФГУПов также оказалось меньше прежнего минимума 2013 г. (26 ед.).

Провал минувшего года в приватизационной динамике отчасти объясняется относительно поздним утверждением прогнозного плана (программы), что обусловило возможность начала оценочных мероприятий и предпродажной подготовки активов только с середины I кв. 2017 г.

Однако главная причина заключается в отсутствии адекватного спроса, особенно на локальном уровне. Примерно в 60% случаев причиной несостоявшихся продаж являлось отсутствие заявок (126 из 209 всех проведенных в 2017 г. продаж). Среди приватизируемого имущества преобладали низколиквидные активы с ограниченными возможностями для реализации ввиду неудовлетворительного финансового состояния, предбанкротного состояния, отсутствия реальной хозяйственной деятельности, а предлагавшиеся цены расходились с оценками потенциальных покупателей. Свою роль сыграл и переход к новому механизму реализации, когда услуги ее организаторов оплачиваются покупателями (а не средствами бюджета), а сами сделки осуществляются только в электронном формате (через 6 площадок, отобранных в конце 2015 г.).

В части нормативно-правового регулирования приватизации следует отметить две важнейшие новации.

Во-первых, поправками в действующий закон о приватизации 2001 г. из числа покупателей исключены офшорные компании, т.е. юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), а также юридические лица, в отношении которых офшорной компанией или группой лиц, в которую входит офшорная компания, осуществляется контроль.

Во-вторых, утверждение распоряжением Правительства РФ от 26 июня 2017 г. № 748 Положения об осуществлении отбора юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца.

Громоздкая процедура отбора включает принятие решения о его проведении с созданием комиссии Минэкономразвития, а далее – два этапа собственно отбора. Вначале происходит селекция претендентов по уровню профессионально-квалификационного потенциала на основе предоставляемых ими сведений по типовым формам, формализуемых посредством балльных оценок. Затем осуществляется окончательный выбор на основе наилучшего стоимостного предложения.

Предложенный механизм является попыткой регламентировать привлечение к продажам приватизируемого имущества юридических лиц: инвестиционных консультантов для организации сделок по продаже акций крупнейших компаний, включаемых в I раздел приватизационной программы, т.е. реализуемых по индивидуальным схемам на основании отдельных решений, и частных продавцов для продажи организации имущества, включаемого во II раздел приватизационной программы, т. е. реализуемого по типовым процедурам.

В порядке реализации принятого документа летом 2017 г. была утверждена новая редакция перечня таких организаций. При сохранении их прежнего общего количества (23 ед.) произошел сдвиг в сторону российских организаций, среди которых стали превалировать частные небанковские структуры.

Также был определен перечень из 65 АО, пакеты акций которых передаются действующему в этой сфере около 5 лет АО «Российский аукционный дом» (РАД) для реализации с оплатой услуг по новой схеме. Сумма вознаграждения агента за организацию и проведение продажи не входит в цену продажи приватизируемых акций и подлежит выплате за счет средств победителя, уплачиваемых сверх такой цены. Однако при этом установлен размер вознаграждения (в процентах к цене продажи). Для подавляющего большинства из 65 пакетов акций он составляет 2%.

Эффект данных новаций вызывает вопросы ввиду отсутствия критериев выбора активов для реализации по индивидуальным схемам и спорной объективности показателей для отбора консультантов и продавцов для приватизации имущества.

Георгий Мальгинов – к.э.н., зав. лабораторией проблем собственности и корпоративного управления