Как известно, с начала 2017 г. в целях обеспечения сбалансированности бюджетной системы РФ были временно изменены нормативы распределения поступлений налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в пользу центра.

По общему правилу, в течение 2017–2020 гг. федеральный центр получает 3% налоговых доходов от уплаты организациями платежа, предусмотренного главой 25 НК РФ, вместо 2%. Доля участия субъектов РФ в налоговых доходах снижена соответственно с 18% до 17% при расширении права снижать региональную налоговую ставку до 12,5%, а не 13,5%.

Вместе с тем, изменение данных нормативов, по мнению Правительства России, может привести к росту налоговой нагрузки на резидентов особых экономических зон (ОЭЗ) ввиду особенностей их налогообложения. В связи с этим принято решение восстановить для резидентов ОЭЗ прежние ставки налога на прибыль: начиная с налогового периода 2017 г. в федеральной части (2%), а с 2018 г. – в региональной части (не выше 13,5%).

Риски увеличения налоговой нагрузки связаны с тем, что предусмотренная для резидентов ОЭЗ нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, доступна отнюдь не всем резидентам ОЭЗ, а только тем из них, кто осуществляет деятельность в технико-внедренческих зонах (при исчислении налога за периоды до 2018 г.) либо на территории туристического кластера (до 2023 г.). Резиденты зон промышленности, портовой зоны, а также нескольких зон туризма, не включенных в указанный кластер, обязаны платить налог на прибыль, как и все остальные организации, не имеющие статуса резидента ОЭЗ. Поэтому увеличение федеральной налоговой ставки до 3% ухудшило бы условия налогообложения этих инвесторов, тогда как в ст. 38 Закона об особых экономических зонах № 116-ФЗ всем инвесторам, имеющим статус резидента ОЭЗ, предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства.

Необходимость восстановления нормативов отчислений налога на прибыль организаций обусловлена решением и другой проблемы. Ставка налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, на уровне 13,5% для резидентов ОЭЗ является не минимальной (как для большинства организаций), а максимальной. Поэтому ее снижение до 12,5% означало бы ограничение на федеральном уровне бюджетных возможностей регионов1.

Помимо резидентов ОЭЗ инициатива Правительства РФ, которая уже нашла отражение в налоговом законодательстве2, также охватывает участников ОЭЗ в Магаданской области и свободной экономической зоны, созданной на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Владимир Громов – к.э.н., с.н.с. лаборатории исследований налоговой политики ИПЭИ РАНХиГС

_____________________________________________

1 См. пояснительную записку к проекту федерального закона №269132-7
2 Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».