Новости

Последние публикации

Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития, №3(41), Февраль 2017

20.02.2017

Главные темы выпуска: Основные тенденции и выводы; Развитие нефтяного сектора: экспортный максимум ; Динамика производства в 2016 году: от стагнации к восстановительному росту?; Кредиты в АПК: жизнь по новым правилам; Бюджеты регионов: рост доходов и ограничение расходов; Цены и уровень жизни: продовольственная зависимость 

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития, №2(40), Февраль 2017

03.02.2017

Главные темы выпуска: Основные тенденции и выводы; Профицит сокращается: платежный баланс за 2016 год; Банковская система в 2016 году: фактические доходы уменьшаются; Просроченная задолженность по зарплате остается низкой; Декабрь 2016 года: промышленность ищет выход из стагнации.

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития, №1(39), Январь 2017

24.01.2017

Главные темы выпуска: Основные тенденции и выводы; Начало циклического роста. Макроэкономический прогноз на 2017-2018 годы; Инфляция: итоги 2016 года; Банковское кредитование корпоративных заемщиков: стагнация продолжается; Станет ли Россия нетто-экспортером продовольствия? 

Подробнее...

Сценарный прогноз социально-экономического развития РФ в 2017–2018 гг. (Январь 2017)

24.01.2017

В III–IV кварталах 2016 г. в экономике России началась фаза циклического подъема с нижней точки делового цикла, характеризуемая неустойчивой динамикой основных показателей социально-экономического развития. Были достигнуты исторически минимальные уровни инфляции. Укрепление рубля сопровождалось повышением доверия населения и предприятий к российской национальной валюте. Тем не менее за год в целом произошло снижение большинства макроэкономических переменных. В 2017–2018 гг. циклический подъем продолжится, однако он не будет поддержан ни благоприятной внешней конъюнктурой, ни (по состоянию на текущий момент) реализацией правительственной программы реформ. При отсутствии новых внешних шоков это практически гарантирует России низкие, но положительные темпы роста, и выход к концу 2018 г. из отрицательной зоны разрыва выпуска.

Подробнее...

Научный вестник ИЭП им. Гайдара.ру № 12 (106), 2016 Научный вестник ИЭП им. Гайдара.ру № 12 (106), 2016

24.01.2017

Статьи номера: Модельные расчеты краткосрочных прогнозов социально-экономических показателей РФ; Долгосрочный прогноз развития российской экономики в условиях низких цен на нефть; Потенциал изменения глобального спроса на энергию до 2030 года отенциал изменения глобального спроса на энергию до 2030 года; Оценка качества краткосрочных прогнозов индексов промышленного производства Росстата

Подробнее...

19 марта 2009 г. на заседании Правительства РФ были рассмотрены поправки в закон о бюджете на 2009 г. Новые параметры бюджета рассчитаны, исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 40,42 трлн руб., уровня инфляции 13% и среднегодовой цены нефти Urals в 41 долл. за баррель.

По сравнению с действующей редакцией закона о федеральном бюджете на 2009 г. прогнозируемый объем доходов снизится с 10,93 трлн руб. (21,23% ВВП) до 6,71 трлн руб. (16,6% ВВП). Более 60% этого снижения связано с сокращением поступлений от НДПИ и экспортных таможенных пошлин, формирующих нефтегазовые доходы бюджета. Несмотря на почти двукратное сокращение нефтегазовых доходов (с 4,69 до 2,57 трлн руб.) объем нефтегазового трансферта и нормативная величина Резервного фонда не были изменены и остались на уровне 2,53 трлн руб. и 5,15 трлн руб. соответственно. При сохраняющихся темпах поступлений нефтегазовых доходов (за январь-февраль 2009 г. они составили 422,74 млрд руб.) их едва ли хватит для обеспечения нефтегазового трансферта, следовательно, на какие-либо дополнительные поступления в Резервный фонд рассчитывать не приходится. Однако в результате активной девальвации рубля в прошедшие два месяца объем Резервного фонда на 1 марта .2009 г. уже составлял 4,87 трлн руб., т.е. 94,5% от запланированного объема.

В 2009 г. помимо снижения нефтегазовых доходов наибольшее падение поступлений следует ожидать по налогу на прибыль, НДС, по налогу на доходы физических лиц и ЕСН, что будет обусловлено ухудшением финансового состояния российских предприятий, сокращением деловой активности, увеличением количества безработных, снижением доходов от трудовой и предпринимательской деятельности. Наибольшую стабильность в условиях кризиса будут сохранять имущественные налоги (налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог и пр.), однако при затяжном характере кризисных явлений в экономике доходы от них также будут сокращаться.

Антикризисный характер бюджета проявляется в перераспределении расходов (предложено сократить ранее утвержденные бюджетные ассигнования на 943,3 млрд руб.) в пользу финансирования приоритетных направлений антикризисной программы, одобренной Правительством РФ: около 1,61 трлн руб. планируется направить на мероприятия по стабилизации финансового рынка, поддержке отраслей экономики и социальной защите населения. В частности, дополнительную господдержку получит банковская система (300 млрд руб.); АПК – посредством финансирования Россельхозбанка (45 млрд руб.), ОАО «Росагролизинг» (25 млрд руб.), предоставления субсидий региональным бюджетам на возмещение сельхозтоваропроизводителям процентов по кредитам (17 млрд руб.); малое предпринимательство (6,2 млрд руб.); ОАО «РЖД» (50 млрд руб.), автомобилестроительная отрасль (39 млрд руб.), оборонно-промышленный комплекс (70 млрд руб.).

Данные меры не являются неожиданными, их реализация в той или иной мере осуществлялась на протяжении предыдущих лет. Другое дело, что в сложившихся условиях им стало уделяться приоритетное внимание, в результате чего была предпринята попытка комплексного решения существующих проблем в данных направлениях. Однако эти меры несколько запоздали и не носят превентивный характер, так как спад производства и снижение предпринимательской активности уже начались. Переломить начавшуюся тенденцию даже посредством дополнительных вливаний государственных средств едва ли удастся, тем более что нет гарантий их эффективного использования, однако смягчить падение вполне реально.

В части социальной составляющей пакета антикризисных мер предполагается проведение мероприятий активной политики занятости населения (43,7 млрд руб.), увеличение пособий по безработице (33,9 млрд руб.), использование средств материнского капитала на погашение жилищных кредитов (26,3 млрд руб.). В качестве компенсации выпадающих доходов дополнительные межбюджетные трансферты получат государственные внебюджетные фонды (388,5 млрд руб.) и субъекты РФ (150 млрд руб.).

В конечном итоге общий объем расходов возрос по сравнению с ранее утвержденным объемом на 667,3 млрд руб. и запланирован в размере 9,69 трлн руб. (24% ВВП). Впервые в 2000-х годах зафиксирован дефицит федерального бюджета, который должен составить 2,98 трлн руб. (7,4% ВВП). В связи с тем, что финансирование дефицита будет осуществляться посредством использования средств Резервного фонда, инфляционное давление на рубль от увеличения расходов едва ли будет значительным, так как вливания дополнительных средств будет происходить на фоне кризиса спроса, когда стоимость денег существенно возрастает. Уже сейчас по ряду товарных групп наблюдает снижение или стабилизация розничных и промышленных цен, а потому равномерное осваивание дополнительных бюджетных средств не должно иметь выраженный инфляционный эффект.

Обращает на себя внимание и отказ Правительства от практики составления трехлетнего бюджета. Безусловно, при существующей неопределенности среднесрочных перспектив объективно нельзя добиться высокого качества трехлетнего бюджетного планирования. Однако следует иметь в виду, что возврат к однолетнему бюджету является шагом назад на пути развития стратегического планирования, так как ухудшает общественное понимание проводимой Правительством РФ долгосрочной бюджетно-налоговой политики, не позволяет перейти к среднесрочным государственным контрактам, не формирует основ для повышения прозрачности финансового обеспечения государственных инвестиционных расходов.

И.А. Соколов – к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики

ranepa/ru banner vavt banner esaf