28 апреля в Архангельске прошли очередные Гайдаровские чтения «Цифровые технологии в управлении регионом».

Организаторами Гайдаровских чтений выступили Институт Гайдара, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова.

ПРОГРАММА >>>

Пленарную сессию открыл исполнительный директор Института Гайдара Сергей Приходько. С приветственным словом выступили губернатор Архангельской области Игорь Орлов, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Елена Кудряшова, зампред Госдумы РФ Ольга Епифанова.

    

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов рассказал о вызовах и перспективах цифровизации в арктических территориях. Председатель Совета ЦСР, Председатель Попечительского совета, главный научный сотрудник Института Гайдара Алексей Кудрин представил доклад «Стратегические вызовы и решения для России».

Свое выступление Алексей Кудрин начал с обозначения спектра угроз для экономического развития России. По его словам, потеря Россией статуса технологической державы влечет за собой снижение темпов роста и неспособность обеспечить достойную жизнь гражданам. Он отметил, что позиции России в новой промышленной революции явно неутешительные. Так, если сравнить производительность труда в России и США, то этот показатель в России составляет 25,9 долл. за 1 человеко-час, а в США этот показатель составляет 68,3 долл. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в России составляет всего лишь 7,9%, а в Великобритании – 55%, в Эстонии – 38,4%.

Также А. Кудрин подробно рассказал о семи приоритетных направлениях, обозначенных в разработанной ЦСР Стратегии 2018–2024.

Так, первый блок приоритетов посвящен развитию человеческого капитала за счет предоставления возможностей качественного и современного образования, здравоохранения и социальной поддержки.

Второй блок посвящен технологической революции и месту России в ней. В рамках данного блока была поставлена цель – сформировать в России к 2024 г. критическую массу высокотехнологичных компаний и применяемых современных технологий, работающих в условиях новой технологической революции. Необходимо увеличить производительность труда в экономике России более, чем на 30%; обеспечить России вхождение в число 10 стран – лидеров по числу выданных международных патентов и ноу-хау по передовым технологиям; обеспечить устойчивое вхождение российских вузов и научных центров в первую сотню 75% глобальных предметных рейтингов; необходимо перевести на стандарты цифровой и платформенной экономики все критические элементы инфраструктуры.

В рамках блока приоритетов «Страна возможностей» ставится цель предоставить каждому гражданину России возможности для реализации своего потенциала и личной инициативы. Для повышения темпов экономического роста, формирования развитой экономики и общества России нужно существенно расширить предпринимательский сектор и возможности для конкуренции. В результате реализованных мер число граждан, планирующих открыть свой бизнес в течение трех лет, вырастет с 1,5 до 2,9 млн чел, а доля граждан, занятых на малых и средних предприятиях, вырастет с 27 до 35%.

Также в стратегии большое внимание уделяется сокращению доли государства в экономике страны за счет приватизации крупных компаний, модернизации сектора, замещения прямого контроля отраслевым регулированием, создания реальной практики корпоративного управления в государственных компаниях, создания центра трансформации госкомпаний, ориентации на IPO госкомпаний, которые должны стать публичными.

В рамках приоритетов достижения ключевых позиций в мировой экономике ставится цель увеличить экспорт несырьевых товаров и услуг с 109 до 200 млрд долл., расширить экспорт сельскохозяйственной продукции с 17 до 27 млрд долл., стать нетто-экспортером продовольствия, увеличить экспорт услуг с 50,5 до 70 млрд долл., сократить издержки для внешней торговли, закрепиться на перспективных рынках, перейти на современные технологии при осуществлении внешнеторговых операций, на взаимной основе снизить барьеры для российского экспорта на всем евразийском континенте. По словам Алексея Кудрина, темпы роста в 3,5–4% достижимы только при удвоении несырьевого экспорта к 2024 г.

В направлении развития регионов и городов ставится цель улучшения качества жизни граждан на всей территории России, повышения темпов экономического роста регионов и городов, для чего необходимо расширить полномочия и возможности регионов, сделать прорыв в развитии транспортной инфраструктуры, городов и городской среды, существенно снизить степень загрязнения окружающей среды.   

В рамках блока приоритетов «Государство для граждан» ставится цель формирования современных высокотехнологичных органов государственной власти, принимающих и реализующих решения в интересах граждан. Значение обобщенного доверия для гражданских служащих вырастет до уровня не ниже 80%. 50 наиболее востребованных государственных услуг для граждан и бизнеса будут полностью предоставляться на цифровой основе с минимальным участием государственных служащих. Расходы бюджетов всех уровней на общегосударственные вопросы снизятся с 2,2 до 1,9% ВВП. Россия будет входить в 35 лучших стран в международных рейтингах качества регуляторной политики.

Также большое внимание уделяется блоку приоритетов «Обороноспособность, безопасность, справедливость» в целях является обеспечение мирного и динамичного развития России за счет повышения защищенности граждан от внешних угроз, преступлений и правонарушений. Доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах будет составлять не менее 75%. Вырастет уровень безопасности граждан по данным виктимизационных опросов. Доля обратившихся в полицию от общего числа пострадавших от краж возрастет с 45 до 60%. Количество заключенных снизится на 30%. Вырастет доверие к судебной системе по независимым опросам, повысится общественная оценка ее работы.

Временно исполняющий обязанности губернатора Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский выступил с докладом «Цифровые технологии – ключ к повышению качества жизни в северных регионах».

Ведущий научный сотрудник Института Гайдара Алексей Ведев выступил с докладом «Риски экономического развития РФ в среднесрочной перспективе». В своем выступлении он рассказал о динамике цен на энергоносители, зависимости российской экономики от цен на нефть, динамике производительности труда. Касаясь темы развития банковской системы, он отметил, что дефицит ресурсов в этой сфере восполнялся внешними кредитами или кредитами ЦБ РФ. А. Ведев подчеркнул, что, в России население слишком закредитовано. Так, несмотря на низкий уровень долга домашних хозяйств (13% ВВП против 78% ВВП в США на начало 2017 г.) банковский долг короткий по времени и дорогой. Средняя срочность 2/3 кредитного портфеля составляет менее 1 года. Стоимость всего кредитного портфеля по итогам 2016 г. составила 16,6% годовых.

Сценарии реализации экономической политики предполагают выбор модели экономического роста: либо за счет роста потребления, либо за счет инвестиций. Данный выбор осложняется обстоятельствами, лежащими вне экономической политики.

Так, в случае реализации политики, подразумевающей стимулирование экономического роста за счет расширения внутреннего спроса (посредством роста потребления и кредитования) существует реальная угроза, что значительная часть прироста внутреннего спроса будет покрываться импортом – особенно в условиях роста курса рубля.

Напротив, в случае стимулирования сбережений сохраняется угроза того, что инвестиционная активность останется на низком уровне и внутренние сбережения окажутся «лишними» для реального сектора и банковской системы. Модель экономического роста за счет инвестиций предполагает не только рост сбережений, но и стимулирование инвестиционной активности – за счет улучшения бизнес-климата, финансовой стабильности, налоговых льгот, участия государства и прочих факторов.

Между тем, по словам Алексея Ведева, эффективность экономической политики снижается за счет институциональных ограничений.

Директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский рассказал о применении технологии блокчейн. Эта технология позволяет проводить смарт-контракты – алгоритм, облегчающий или даже автоматизирующий процесс заключения договоров. Суть заключается в том, что смарт-контракты позволяют обходиться без посредников при заключении контрактов, поскольку условия контрактов написаны на языке программирования. Также используются математические инструменты (например, криптография с открытым ключом.

Также технология блокчейн может быть применима в качестве системы электронного голосования (такой опыт уже использовался в Эстонии), при проведении банковских аккредитивов, что позволяет упростить и ускорить аккредитивные сделки (реализуется Альфа-банком в качестве пилотного проекта). Технология блокчейн может быть использована в кадастровом учете (применялась в Грузии), а также при выдаче банковских гарантий, что позволяет потенциальным пользователям – банкам, имеющим право на выдачу гарантий, торговым площадкам, юридическим и физическим лицам, госорганам получать из реестра информацию о гарантиях по сделкам.

Продолжила сессию вице-президент ЦСР, руководитель направления «Институты и общество» Мария Шклярук с докладом «Цифровая трансформация государственного управления».

Работа второй части Гайдаровских чтений была поделена на три тематические секции.

    

В рамках первой секции «Цифровая трансформация регионального управления: вызовы, безопасность и перспективы развития арктических территорий», модератором которой был Сергей Дробышевский, выступили представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики Лев Левит по теме «Перспективные направления внедрения цифровых технологий на арктических территориях», министр связи и информационных технологий Архангельской области Николай Родичев – по теме «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления».

Ведущий научный сотрудник Института Гайдара Илья Соколов выступил с докладом «Сопряжение циклов стратегического и бюджетного управления с использованием информационных (цифровых) решений». В своем выступлении он коснулся правовых основ стратегического и бюджетного управления, а также проблем сочетания двух систем управления. В частности, он отметил, что процедуры бюджетного и стратегического управления полностью автономны. Например, результат рассмотрения сводного годового доклада о выполнении госпрограмм не определен и при подготовке проекта бюджета на очередной период не используется. Также паспорта госпрограмм в соответствии с требованием бюджетного кодекса вносятся в Госдуму и по сути не рассматриваются, при этом происходит изучение «несогласованных проектов» госпрограмм и изменений в них.

Также он отметил формальный характер оценки эффективности стратегического и бюджетного управления, отсутствие использования результатов такой оценки (оценка эффективности производится самими разработчиками, по их же методикам).

Кроме того, по словам И. Соколова, управление расходами обособлено от сложившейся практики стратегического менеджмента. Это проявляется в «ручном и порученческом» формате управления как надстройке над формально-ведомственным порядком согласования и управления реализацией госпрограмм. Также существуют проблемы межведомственного взаимодействия при управлении реализацией документов стратегического планирования, длительность и трудоемкость процедур их согласования.

В рамках секции также выступили зав. кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ Владимир Климанов с темой «Стратегическое планирование в регионах в условиях цифровой экономики»; замглавы администрации Северодвинска по финансово-экономическим вопросам Олег Бачериков с докладом «Цифровые технологии: муниципальный аспект»; профессор кафедры ГиМУ ВШЭУиП САФУ имени М.В. Ломоносова Вера Степанова с докладом «Оценка развития цифровизации регионов АЗРФ»; доцент кафедры экономики и предпринимательства ВШЭУиП САФУ имени М.В. Ломоносова Владимир Мякшин с докладом «Оценка инвестиционной привлекательности Арктической зоны России на основе сбалансированной системы показателей».

В рамках второй секции обсуждалось управление бизнесом в цифровой экономике: инновационные технологии и конкурентные преимущества. Зав. лабораторией моделирования социально-экономических систем Института комплексных исследований Арктики ФИЦКИА РАН Андрей Тутыгин представил доклад «Бизнес-сообщество региона: локализация, кооперация или интеграция?». Президент Архангельской ТПП Василий Сидоровский рассказал об интегрированных цифровых системах в бизнесе. Доцент кафедры конституционного и муниципального права ВШЭУиП САФУ имени М.В. Ломоносова Светлана Жура рассказала об использовании и перспективах развития цифровых технологий в предпринимательском секторе. Доцент кафедры государственного и муниципального управления НИУ-ВШЭ Сергей Ершов выступил с докладом «Возможности использования распределенного реестра в управлении цепочкой поставок». Профессор кафедры мировой экономики СПбГУ Александр Погорлецкий представил доклад «Влияние цифровых технологий на налогообложение и налоговое администрирование (на примере акцизов на пиво)».

Модератором третьей секции «Потенциал развития человека и общества в условиях цифровой экономики» выступил Сергей Приходько. В рамках секции президент Фонда поддержки законодательных инициатив Григорий Томчин остановился на вызовах и перспективах развития институтов в период цифровой трансформации управления; профессор Технологического университета г. Лаппеенранта Ремес Сеппо рассказал об опыте цифровизации Финляндии, подчеркнув при этом, что «для Финляндии это вопрос выживания»; старший научный сотрудник НИУ САФУ имени М.В. Ломоносова, профессор Орегонского университета Михаил Мягков выступил с докладом «Прикладные аспекты анализа больших данных социальных сетей»; доцент кафедры ГиМУ ВШЭУиП САФУ имени М.В. Ломоносова Ирина Сивоброва в своем выступлении остановилась на социальных рисках цифровой трансформации общества; доцент кафедры экспериметальной математики и информатизации образования института математики, информационных и космических технологий САФУ Ольга Троицкая представила доклад «Человек в цифровой экономике: образовательные технологии и компетенции».

 ПРЕЗЕНТАЦИИ К ВЫСТУПЛЕНИЯМ:

Секция 1

Секция 2

Секция 3