1.5 Результаты реформ в агропродовольственном комплексе
Несмотря на общие цели и значительную универсальность процессов, происходящих в постсоциалистических странах в ходе аграрных реформ, скорость проведения преобразований значительно разнится от страны к стране. Для сопоставления стран на пути аграрных преобразований Мировой банк разработал специальную методику оценки. При всей условности такого рода оценок, методика дает ранжирование стран, отвечающее экспертным представлениям о продвинутости реформ в той или иной стране.
Вся аграрная реформа разбивается на пять задач:
По каждой из задач страна получает баллы от 1 до 10. Единица означает полностью сохранение условий централизованно планируемой экономики, 10 - завершение перехода к условиям рыночно ориентированной экономики. Значение промежуточных баллов показано в Таблица 7.
Таблица 7. Значение баллов по каждой из задач аграрной реформы для ранжирования стран с переходной экономикой.
|
A. Либерализация рынка |
B. Земельная реформа |
C. Приватизация |
D. Сельский кредит |
E. Институции |
|
1-2 |
Прямой контроль цен и рынка государством |
В аграрной структуре преобладают хозяйства старого типа |
Государственные монополии |
Единый агробанк как единственный источник кредита |
Институты командной экономики |
|
3-4 |
Дерегуляция, индикативные цены и контроль цен |
Создание правовой базы, реформа только началась |
Спонтанная приватизация и массовая приватизация на начальной стадии |
Введено новое банковское законодательство, нет или незначительно развита коммерческая банковская сеть |
Умеренная реструктуризация правительственных и общественных институтов |
|
5-6 |
В основном либерализованные рынки, ограниченные отсутствием конкуренции и некоторым внешнеторговым регулированием |
Продвинутая стадия земельной реформы, но реорганизация крупных хозяйств не завершена |
Приватиза-ционная программа выполняется |
Реорганизация банковской системы, создание коммерческих банков |
Частично реорганизованные правительственные и местные институты |
|
7-8 |
Свободные рынки и достаточно либеральная торговая политика, внутренний рынок развит не полностью |
Земля приватизирована, но не все регистрационные документы выданы, земельный рынок не функционирует |
Основная часть отраслей приватизирована |
Возникновение кредитных учреждений, обслуживающих сельское хозяйство |
Переориентация правительственных структур, адаптация систем обучения, консультаций и исследований в АПК |
|
9-10 |
Конкурентный рынок с минимальным государственным вмешательством |
Аграрная структура базируется на частной собственности, активный земельный рынок |
Полностью приватизированы I и III сферы |
Эффективная система кредита в АПК |
Эффективные общественные институты, ориентированные на обслуживание частного аграрного производства |
Источник: C.Csaki, J.Nash.The Agrarian Economies of CEECs and the CIS/Situation and Perspectives,1997. Washington:World Bank.1997.P. 12.
* - Баллы выставляются экспертно.
В соответствии с этой балльной системой все страны ЦВЕ и СНГ проранжированны по состоянию на середину 1997 г. (Таблица 8).
Таблица 8. Ранжирование стран ЦВЕ и СНГ по состоянию проведения аграрной реформы (середина 1997 г.)
|
A |
B |
C |
D |
E |
Средний балл |
Ранг |
Венгрия |
9 |
9 |
9 |
8 |
8 |
8,6 |
1 |
Словения |
8 |
9 |
8 |
8 |
9 |
8,4 |
2 |
Чехия |
9 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8,2 |
3 |
Эстония |
10 |
6 |
7 |
7 |
9 |
7,8 |
4 |
Латвия |
7 |
9 |
7 |
7 |
8 |
7,6 |
5 |
Польша |
9 |
8 |
7 |
6 |
8 |
7,6 |
6 |
Словакия |
7 |
7 |
8 |
8 |
7 |
7,4 |
7 |
Армения |
7 |
8 |
7 |
6 |
7 |
7,0 |
8 |
Литва |
7 |
8 |
7 |
6 |
7 |
7,0 |
9 |
Македония |
7 |
7 |
8 |
4 |
6 |
6,4 |
10 |
Албания |
8 |
8 |
8 |
3 |
5 |
6,4 |
11 |
Грузия |
7 |
7 |
5 |
6 |
4 |
6,2 |
12 |
Румыния |
7 |
7 |
6 |
6 |
4 |
6,0 |
13 |
Россия |
7 |
5 |
7 |
6 |
5 |
6,0 |
14 |
Киргизия |
6 |
6 |
6 |
6 |
5 |
5,8 |
15 |
Молдавия |
7 |
6 |
7 |
5 |
4 |
5,8 |
16 |
Хорватия |
6 |
5 |
6 |
6 |
6 |
5,8 |
17 |
Казахстан |
7 |
5 |
7 |
5 |
5 |
5,8 |
18 |
Болгария |
6 |
7 |
5 |
4 |
5 |
5,4 |
19 |
Украина |
7 |
5 |
7 |
5 |
3 |
5,4 |
20 |
Азербайджан |
6 |
6 |
5 |
4 |
4 |
5,0 |
21 |
Таджикистан |
4 |
2 |
5 |
3 |
5 |
3,8 |
22 |
Узбекистан |
4 |
1 |
1 |
1 |
4 |
2,2 |
23 |
Туркмения |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1,8 |
24 |
Белоруссия |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1,8 |
25 |
Источник: C.Csaki, J.Nash.The Agrarian Economies of CEECs and the CIS/Situation and Perspectives,1997. Washington: World Bank.1997.P. 11.
Из таблицы видно, что первыми в осуществлении реформ идут страны Центральной Европы. Замыкают список страны бывшего СССР. Россия находится в середине списка, разделяя 13-14 места с Румынией. При этом из других стран СНГ впереди нее только Армения и Грузия.
Такого рода рейтинги позволяют определить прогресс страны в осуществлении необходимых преобразований, однако из нельзя использования для стимулирования процесса. Скорость проведения реформ зависит от большого количества национальных факторов политического, экономического, социального, географического характера.
В следующей главе мы более подробно рассмотрим процесс реформ в России. При сравнении материала этих двух глав станет понятно, что осуществляемый процесс в нашей стране не уникален, а в общих чертах повторяет общие закономерности (даже в ошибках).