Анонсы

Новости

Последние публикации

Мониторинг экономической ситуации в России, №20(58), Ноябрь 2017

20.11.2017

Главные темы выпуска: Рост в 2017 году: восстановительный, коррекционный, неустойчивый; Политика банка России остается умеренно жесткой; «Открытие» и Бинбанк: была ли альтернатива санации?; Мигрантов в России становится меньше. 

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России, №19(57), Ноябрь 2017

03.11.2017

Главные темы выпуска: Российская промышленность в III квартале 2017 года: продолжение прежних трендов; Январь-август 2017 года: синхронный рост импорта и экспорта; Предприятия промышленности в III квартале 2017 года: снижение спроса; Банковская прибыль: замедление роста; Нужна ли реформа МРОТ? 

Подробнее...

Заключение на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов

01.11.2017

В документе дана характеристика прогноза социально-экономического развития РФ на период 2018–2020 гг. и долгосрочного бюджетного прогноза на период до 2035 г., а также представлен анализ основных параметров федерального бюджета, в том числе структуры и динамики доходов и расходов, и финаносвых взаимоотношений с регионами.

Подробнее...

Научный вестник ИЭП им. Гайдара.ру № 7 (113), 2017 Научный вестник ИЭП им. Гайдара.ру № 7 (113), 2017

25.10.2017

Статьи номера: Модельные расчеты краткосрочных прогнозов социальноэкономических показателей РФ; Оценка качества краткосрочных прогнозов некоторых российских экономических показателей.

 

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России, №18(56), Октябрь 2017

20.10.2017

Главные темы выпуска: Федеральный бюджет на 2018 - 2020 годы: режим жесткой экономии; Платежный баланс РФ в III квартале 2017 года; Долги населения за ЖКУ: кому платить тяжело?; Налоговое администрирование в России.

Подробнее...

В современных условиях, если обсуждаемые санкции против России закроют возможности для российских заемщиков по привлечению новых кредитов, то даже непродолжительный период их действия нанесет значительный удар по балансу капитальных потоков.

 

Дело в том, что на негосударственный сектор приходится большая часть российской внешней задолженности (по данным на 1 января 2014 г., 653 млрд долл. из 732 млрд долл. общего внешнего долга России). Около 150 млрд долл. внешних займов негосударственного сектора, т.е. почти четверть всей задолженности, должно быть погашено в 2014 г. При этом срочная структура внешней задолженности такова, что ее значительная часть совсем короткая и оборачивается в течение одного квартала. Так, уже в I квартале 2014 г. банки должны вернуть кредиторам около 16–18 млрд долл., а небанковские корпорации порядка – 40 млрд долл.

 

Внешний долг РФ

 

 

01.01.2013

01.04.2013

01.07.2013

01.10.2013

01.01.2014

Всего

636,4

690,2

706,2

714,2

732,0

Госорганы

54,4

57,5

56,0

62,7

63,4

Органы денежного регулирования

15,6

19,5

18,9

17,4

15,8

Банки

201,6

205,9

211,9

207,1

214,9

Прочие секторы

364,8

407,4

419,4

427,1

437,8

 

При нормальном функционировании мировых финансовых рынков и отсутствии каких-либо проблем у российских заемщиков по получению новых займов эта короткая задолженность постоянно рефинансируется. Так, 30–40% внешних займов банков и 20–30% займов небанковских корпораций выплачиваются уже в течение ближайшего квартала. В основном это происходит за счет привлечения новых займов, и общий объем задолженности продолжает расти.

 

В случае возникновения нестабильности на внешних рынках или появления проблем у российских заемщиков по привлечению новых займов, в первую очередь, возникают сложности с рефинансированием именно этих коротких долгов.

 

Невозможность привлекать новые внешние займы в течение I квартала может увеличить чистый отток капитала на 50–55 млрд долл (по нашим оценкам, в I квартале 2014 г. отток капитала может составить 60–65 млрд долл.), а в течение года – на 140-150 млрд долл. Частично долги могут быть выплачены за счет ликвидных иностранных активов российских заемщиков. Но и в этом случае при закрытом доступе к новым займам чистый отток капитала из РФ за год может превысить 100 млрд долл.


Михаил Хромов – ведущий эксперт Центра структурных исследований

ranepa/ru   banner vavt