ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

ВЕСТНИК

II (1) 1999 год


ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ВЕСТНИК


Директор Института экономики переходного периода Е.Т. ГайдарЕ.Гайдар

Уважаемые читатели!

Перед Вами лежит первый номер "Вестника Института экономики переходного периода". Необходимость выпуска такого издания нашим Институтом назрела давно: интерес к нашей работе вышел за узкие научные рамки, все более широкий круг людей - не только экономисты, но и политологи, журналисты, общественные деятели, как в России, так и за рубежом - просит регулярно предоставлять информацию о работе Института.

Коллектив нашего Института объединяет ученых, ведущих исследования в области макроэкономики, политической экономики, социально-экономической и реального сектора. Эти работы имеют большое теоретическое и практическое значение, но до последнего времени с ними могли ознакомиться только те, кто читал наши специальные экономические обзоры.
В новом "Вестнике" нам хотелось бы уделить больше внимания тем событиям, которые, собственно, и составляют жизнь нашего Института: как идет работа над различными проектами, какие семинары и научные кон-ференции прошли, как развиваются контакты с партнерскими организациями, какие новые книги и статьи опублико-вали наши сотрудники, что предстоит нового. На первом этапе мы пла-нируем выпускать "Вестник" ежеквартально как на русском, так и на английском языках. В дальнейшем мы не исключаем и возможность перехода на вы-пуск ежемесячного издания.
Надеюсь, что "Вестник ИЭПП" сможет стать своеобраз-ной визитной карточкой института, и Вы, уважаемые читатели, сможете благодаря этому новому изданию поддерживать с нами дружеские контакты.

С наилучшими пожеланиями, Е.Т. Гайдар.


В ВЫПУСКЕ:

ОБ ИНСТИТУТЕ ДОКЛАДЫ НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ КОНФЕРЕНЦИИ ПУБЛИКАЦИИ ОБЪЯВЛЕНИЯ

 

ОБ ИНСТИТУТЕ


Институт экономики переходного периода - ведущий российский центр исследований в области экономической теории, выработки стратегии экономического развития страны и рекомендаций по программам экономической политики.

Уникальность профиля Института - совмещение сугубо академических исследований с разработкой конкретных практических рекомендаций для институтов государственной власти различных уровней (федерального, регионального/ местного).

Институт основан в 1990 г. как независимая некоммерческая организация.

Учредители Института: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, фонд "Центр социально-экономических исследований" ("CASE") (Польша), Французский Институт Экономической Конъюнктуры (OFCE). *

В составе ИЭПП 10 лабораторий, объединенных в 4 научных направления:

- Макроэкономические исследования;
- Социально-экономические исследования;
- Исследования реального сектора;
- Политическая экономия.

При Институте работает аспирантура очной и заочной форм обучения по специальностям 'Политическая экономия" и 'Экономика и управление народным хозяйством".

Высший орган управления ИЭПП - Ученый Совет

Директор ИЭПП - Е.Т. Гайдар

60 научных сотрудников ИЭПП, включая 11 докторов и 26 кандидатов наук, осуществляют исследования в различных сферах современной экономической науки.

Среди специалистов Института:

д.э.н. профессор Гайдар Е.Т. (макроэкономика);
д.э.н. академик РАН Энтов Р. М. (макроэкономика и финансы);
д.э.н. профессор May В. А. (политическая экономия);
д.э.н. Синельников-Мурылев С. Г. (государственные финансы и налоговая политика);
д.э.н. Улюкаев А. В. (социальная экономика) ;
д.э.н. профессор Серова Е. В. (экономика сельского хозяйства);
д.э.н. Радыгин А. Д. (проблемы собственности и корпоративного управления);
д.э.н. Рождественская И.А. (проблемы здравоохранения);
д.э.н. Шишкин С.В. (проблемы образования и культуры);
д.э.н. профессор Васильев Л.С. (политическая экономия);
к.э.н. Колосницын И.В. (экономика социальной сферы);
к.э.н. Приходько С. В. (внешняя торговля);
к.э.н. Трофимов Г.Ю. (денежная политика);
к.э.н. Изряднова О.И. (структурные проблемы российской экономики);
к.э.н. Цухло С. В. (проблемы развития реального сектора);
к.э.н. Бобылев Ю.Н. (экономика промышленности);
к.э.н. Цапелик В.Е. (антимонопольная политика).

Научно - исследовательская деятельность сотрудников ИЭПП непосредственно связана с главной задачей Института - разработкой теоретических основ и практической реализацией либеральной экономической политики, анализом и консультациями по этой проблематике.

В период с начала экономических реформ многие сотрудники Института принимали участие в практической реализации экономической политики России занимая различные посты в исполнительной и законодательной власти РФ.

Исследования и разработки сотрудников Института находят непосредственное практическое применение. За восемь лет работы Института сложился широкий круг заказчиков и потребителей его исследований/ среди которых Правительство и Администрация Президента Российской Федерации/ Государственная Дума и Совет Федерации России/ многие федеральные министерства/ включая Министерство Финансов, Министерство экономики. Центральный банк РФ/ администрации субъектов Федерации. Институт активно сотрудничает и с различными международные организациями/ такими, как Мировой Банк/ Международный Валютный Фонд/ Организация Экономического Сотрудничества и Развития. Только за последние четыре года для указанных организаций Институтом были подготовлены более 400 научных докладов/ аналитических записок/ предложений/ проектов документов/ экспертных заключений/ справок/ рецензий/ комментариев по текущей и перспективной экономической политике.

На протяжении последних лет Институтом осуществлялись проекты в сфере региональных исследований в Вологодской/ Калининградской/ Нижегородской/ Тверской, Ярославской и других областях Российской Федерации/ Республике Алтай/ Республика Дагестан/ Республике Кабардино-Балкария/ республике Коми/ Республике Тыва.

Институт оказывает консалтинговые услуги крупнейшим предприятиям российского бизнеса и финансовым институтам/ среди которых Московская межбанковская валютная биржа/ РАО "Норильский Никель"/ АО "Уралмаш"/ АО 'Экспортлес", "АГРО-продинторг", АО "Машиностроительный завод" (г.Электросталь), ПО "Полет" (г.Омск)/ Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (г. Верхняя Салда)/ Корпорация "Энергия"/ АО "Русский сахар" и многие другие компании.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ВЕСТНИК

 

 

ДОКЛАДЫ


 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В марте вышел новый аналитический доклад "Российская экономика в 1998 году. Тенденции и перспективы" (выпуск 20), подготовленный Институтом экономики переходного периода. Он посвящен исследованию причин и по следствий экономического кризиса, разразившегося в России в 1998 году.

В Разделе 1 "Кризис финансовой системы России: основные факторы, экономическая политика и первые итоги" рассматриваются экономические и политические предпосылки возникновения кризиса, условия его протекания. Также анализируются мероприятия кабинета министров Е. Примакова по преодолению кризиса, делается анализ их последствий.

Раздел 2 "Реальный сектор экономики" посвящен исследованию состояния различных производственных секторов: нефтегазового, агропродовольственного, строительства, внешней торговли. Рассматриваются тенденции изменения инвестиционного климата в реальном секторе и в экономике в целом.

Не обойдены вниманием и проблемы развития социальной сферы в посткризисный период.

Раздел 3 "Социальная сфера" повествует о реальном состоянии потребительского рынка и социально-культурных отраслей.

Финансовый кризис 1998 г. коренным образом изменил структуру денежного и фондового рынков. В связи с этим в Разделе 4 "Финансовый кризис и некоторые институциональные проблемы российской экономики" анализируются последствия кризиса для основных участников рынка ценных бумаг. Особое внимание уделяется проблемам участия государства в управлении корпорациями и стабилизации ситуации в банковском секторе.

Интересен анализ информационно-статистического материала, представленного в приложениях "Межбюджетные отношения в России в 1998 году" "Конъюнктура промышленности" "Ситуация на отдельных продовольственных Рынках" и "Конъюнктура строительства".

Тщательное изучение развития российской экономики в пост-кризисный период позволило авторам доклада сделать следующий вывод. Россия настойчиво и неуклонно приближается к новому витку социально-экономического кризиса. Новый этап, как утверждают экономисты, будет гораздо более острым и болезненным, чем в середине прошлого года. Этот и другие прогнозы авторов доклада могут заинтересовать не только профессионала. Они касаются всех россиян. Ведь анализ ошибок помогает избежать новых.

Актуальность исследования возрастает и в ожидании начала работы нового правительства. От правильности и своевременности его экономических решений зависит произойдет или нет новый виток роста цен потребительского рынка, подешевеет ли национальная валюта, улучшатся ли макроэкономические показатели развития российской экономики.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ВЕСТНИК

 

 

НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ


ОБ АГЕНТСТВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗВИТИЯ США

Агентство международного развития Соединённых Штатов Америки (АМР США) является самостоятельным правительственным органом, который оказывает содействие в экономическом развитии и гуманитарную помощь в 60 странах мира. АМР США было создано в 1961 году президентом Джоном Кеннеди.

В России АМР США работает с 1992 года и оказывает техническое содействие в переходе к рыночной экономике и демократическому обществу. Целью программ АМР*США в России является содействие системным изменениям в ключевых для реформ сферах и появление сторонников реформ в различных слоях общества. Ключевые направления реформ включают реструктуризацию экономики, становление демократии и совершенствование системы социального обслуживания населения.

С 1992 года АМР США выделило России около 1.7 миллиарда долларов на техническое консультирование и обучение.

АМР США сотрудничает с частными добровольными организациями, американскими и российскими частными предприятиями, правительственными и неправительственными органами.

Для получения дополнительной информации о программах в России, можно обратиться по адресу:

121099, Москва, Новинский бульвар, 19/23 Посольство США
Агентство международного развития США Отдел развития программ
Тел.: (7-095) 956-42-81 Факс: (7-095) 960-21-40
Интернет: http://www.iet.ru/publics/westnik/www.usaid.gov

Сотрудничество ИЭПП с АМР США

В октябре 1998 г. ИЭПП подписал соглашение о сотрудничестве с Агентством Международного Развития США и получило грант на цели своей институциональной поддержки. В рамках гранта запланировано проведение работы по таким направлениям, как:

- проведение научных исследований по интересующим Институт темам
- создание современного парка оборудования
- перевод на иностранные языки трудов Института и их публикация в России и за рубежом
- использование опыта зарубежных экспертов в проведении научного анализа

Научные исследования проводятся по следующим областям: макроэкономика и бюджетная политика, международная торговля и тарифы, инвестиционная политика, налоги на микро-уровне и финансовая политика, развитие рынков капитала, политические проблемы экономических реформ.

Ниже представлены рефераты докладов, составленных в рамках сотрудничества ИЭПП с АМРСША.

 

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

Основной целью данной работы является выявление "критических зон" перспективного развития рынка с точки зрения задач государственного регулирования и разработка ряда рекомендаций и нормативно-правовых поправок в законодательство.

Авторы рассматривают этапы и особенности развития рынка корпоративных ценных бумаг в 90-е гг. (прежде всего долевые эмиссионные ценные бумаги приватизированных предприятий).

Особое внимание уделяется некоторым общим тенденциям развития и регулирования рынка ценных бумаг в странах с переходной экономикой.

В работе анализируются система регулирования рынка корпоративных ценных бумаг в России (институты, уровни, проблема координации регулирования), проблемы полномочий органов государственной власти, инфорсмента и соответствующего изменения законодательства.

Авторами рассматривается инфраструктура рынка и профессиональные участники рынка в контексте оценки существующих механизмов государственного регулирования и разработки концепции среднесрочных мер в области государственного регулирования.

В работе представлены также некоторые рекомендации, на основе реализации которых возможно говорить о восстановлении инвестиционной привлекательности России и доверия инвесторов в контексте финансовой интеграции.

 

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ
И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ
ПРАВ АКЦИОНЕРОВ (ИНВЕСТОРОВ)

В работе представлен анализ формирующейся в России модели корпоративного управления и подготовка практические рекомендации по ее совершенствованию в контексте обеспечения (защиты) прав акционеров.

Авторы осуществляют обзор моделей приватизации как фактора формирования модели корпоративного управления. Важное место в работе занимает исследование проблем формирования национальной модели корпоративного управления в контексте защиты интересов и прав акционеров (инвесторов). В частности, рассмотрены следующие основные вопросы: основные тенденции формирования корпоративного законодательства в странах с переходной экономикой; развитие нормативно-правовой базы корпоративного управления в России; защита прав акционеров в контексте формирования правовых механизмов государственного регулирования; оценка возможных прикладных моделей построения долгосрочной системы корпоративного управления в России.

В подавляющем большинстве стран приватизация не дала каких-либо заметных (в том числе иностранных) инвестиций на предприятия. Это означает усиление нагрузки на формируемую модель корпоративного управления.

Однако в законодательстве многих стран пока отсутствуют необходимые механизмы (проблемы дополнительных эмиссий, проблема прозрачности, проблемы защиты разных категорий акционеров и др.).

Ни в одной из стран в настоящее время не работают "внешние" механизмы корпоративного управления (контроль финансового рынка и поглощения, банкротства). Это означает, что активный контроль акционеров (голосование) должен стать доминирующей формой (по отношению к пассивному контролю через продажу акций. Это также создает нагрузку в систему международных финансовых рынков, "внешних" законодательных и "внутренних" (советы директоров) механизмов корпоративного управления.

Собственно вопросы как правового регулирования процедурных норм функционирования инфраструктуры рынка ценных бумаг также приобретают исключительное значение в контексте проблем перераспределения собственности. Прогресс в преодолении многих из этих проблем в большей мере зависит от объемов и интенсивности государственного регулирования рынка.

 

СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ И
ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО
КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

В настоящей работе дается оценка существующих теоретических подходов к проблемам собственности и предварительный анализ тенденций складывающейся структуры собственности в российских корпорациях (приватизированные предприятия), рынков собственности и контроля.

Авторы проводят анализ существующих теоретических подходов к проблемам собственности, рассматривают общие проблемы реализации прав собственности в России как фактор, затрудняющий формирование эффективных рынков собственности и контроля.

В работе рассматриваются основные этапы перераспределения собственности в пост-приватизационный период, дается краткая характеристика рынков собственности и контроля в России, рассматриваются тенденции борьбы за контроль и типовые случаи нарушений прав акционеров в российских корпорациях. Здесь же проведено обобщение имеющихся данных о формирующейся структуре владения акциями в приватизированных предприятиях (на основе доступных альтернативных источников, включая данные за 1997 г. и прогнозные оценки на 1999 г.), приводится описание изменений в структуре собственности и качественный оценочный прогноз динамики структуры собственности и перспектив стабилизации системы прав собственности в России.

Даже в тех странах, где по итогам массовой приватизации сложилась концентрированная собственность, ее эффект подрывется пока жесткими и нерегулируемыми (в праве) конфликтами интересов; "абсентеизмом" многих даже крупных аутсайдеров в отношении долгосрочного управления корпорацией; сопротивлением менеджеров, представляющих, как правило, всех инсайдеров; слабыми правовыми нормами защиты прав аутсайдеров (крупных и особенно мелких). Возможно, что игнорирование интересов мелких акционеров в большинстве стран есть следствие идеологии концентрированной собственности.

Последние положения свидетельствуют также о том, что пока нет оснований говорить о прямой связи между высококонцентрированной собственностью и эффективностью корпоративного управления. Это означает также и то, что "с первой попытки" в большинстве стран с переходной экономикой поиск "реальных ответственных собственников" не удался. Прямым следствием более интенсивной борьбы за контроль, в свою очередь, является и более затяжной характер формирования четкой модели корпоративного контроля.

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ
ПОСТУПЛЕНИЙ, ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИЙ

В работе показано, что основными факторами, объясняющими динамику налоговых обязательств являются база налогов, динамика ставок и установленные законодательством сроки уплаты налогов. Выявление наилучшей оценки для базы налога позволяет описать распределение налогового бремени среди плательщиков налогов. Например, для подоходного налога тот факт, что заработная плата является лучшей оценкой базы налога по сравнению с денежными доходами населения, отражает несправедливость обложения по отношению к лицам с незарплатными доходами. Для налога на прибыль анализ сроков уплаты позволит объяснить резкие пики поступлений в месяцы перерасчета итоговой суммы налога по результатам деятельности за квартал.

В дополнение к базе налогов было проверено влияние различных макроэкономических факторов на налоговые обязательства, таких как темп инфляции, реальный курс доллара, взаимные неплатежи между предприятиями (просроченная дебиторская задолженность и просроченная задолженность покупателей), доля убыточных предприятий, доля наличных денег в экономике.

Перечисленные факторы по разному влияют на возникновение обязательств по различным налогам, поэтому исследование зависимостей проводилось отдельно для налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и подоходного налога с физических лиц.

Эконометрические расчеты позволили подтвердить ряд сформулированных в работе гипотез. Отрицательная зависимость налоговых обязательств для различных налогов от доли наличных денег, доли убыточных предприятий, взаимных неплатежей указывает на пути совершенствования налоговой системы таким образом, чтобы элиминировать отрицательное влияние указанных макроэкономических факторов.

Во второй части данной работы анализируются региональные аспекты налогообложения, исследуется ряд подходов к определению налогового потенциала территорий, проведены оценки валовых налоговых ресурсов регионов. Различные регионы обладают неодинаковым уровнем получаемых доходов на душу населения, что связано, в частности, с неодинаковой налоговой базой - различиями в уровне экономического развития, различием отраслевой структуры. Однако, уровень доходов, получаемых регионами, зависит также и от фискальных усилии местных властей.

Другими словами, налоговые поступления зависят от величины ставок налогообложения в рамках местных налогов и сборов, отношения собираемых налогов к начисленным и интенсивности борьбы с уклонением от налогов.

В связи с этим возникает необходимость правильной оценки налогового потенциала регионов, позволяющей проводить экономическую политику, нацеленную на повышение фискальных усилий местных властей по сбору налогов.

 

ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ
ПОДОХОДНОГО НАЛОГА
С ФИКСИРОВАННОЙ СТАВКОЙ
В РОССИИ

В представленном исследовании изучение теоретических аспектов подоходного налогообложения, зарубежного опыта применения подоходного налога, изменений в законодательстве, регулирующем подоходный налог, и динамики поступлений подоходного налога позволяет в итоге сделать следующие предложения по реформированию подоходного налога, с целью повышения эффективности бюджетной системы Российской Федерации.

Основными плательщиками подоходного налога являются те, кто получает заработную плату, то есть лица, для которых малы возможности уклонения. Лица же с высокими доходами используют целый ряд возможностей для уклонения, например, трансформацию заработной платы в проценты и страховые выплаты, осуществление оплаты труда неучтенными наличными деньгами и др.

Для того, чтобы налог был налогом на доход а не на заработную плату, необходим ряд мер, которые должны привести к выравниванию налогового беремени, ложащегося на плательщиков плоская шкала Для уменьшения стимулов трансформации высоких доходов в незарплатное шедулярное обложение всех видов доходов у источников их выплаты, совершенствование техники налогообложения (обложение процентных доходов, дивидендов, страховых выплат и т.д.).

В связи с этим, важным аспектом реформы должна быть гармонизация налогообложения доходов экономических агентов, заключающаяся в установлении равной предельной ставки подоходного налога в совокупности с отчислениями в социальные внебюджетные фонды. С этой целью предполагается введение фиксированной ставки подоходного налога на уровне 12% и суммарной ставки отделений в социальные внебюджетные фонды -%, а для наемных работников - 35,4%.

Серьезные изменения должны быть внесены в систему налогообложения процентных доходов, доходов от роста стоимости капитала и дивидендов. Их суть заключается в следующем. Налогообложение процентных доходов облагается налогом у источника, причем ставка налога для рублевых доходов будет устанавливаться с учетом прогноза инфляции на год. Обложение дивидендов происходит у источника выплат доходов по ставке налога на прибыль. В дальнейшем получатель дивидендов - физическое лицо имеет право на зачет обязательств по подоходному налогу.

Взаимодействие подоходного налога с системой социального и пенсионного страхования будет заключаться в отнесении взносов в фонды необязательного медицинского, пенсионного и социального страхования к налогооблагаемой прибыли для предприятий, уплачивающих таковые за своих работников, и налогооблагаемого дохода - для индивидуальных частных предпринимателей, с одновременным освобождением выплат из этих фондов от обложения подоходным налогом.

К выплатам из фондов обязательного медицинского, пенсионного и социального страхования подоходный налог применяться не должен, а взносы в них вычитаются из налогооблагаемой прибыли для предприятий и из налогооблагаемого дохода - для индивидуальных частных предпринимателей.

Резкое повышение необлагаемого минимума позволит обеспечить некоторую прогрессивность подоходного налога, что, в свою очередь, обусловит установление большей справедливости налогообложения, с точки зрения, увеличения отношения уплаченного налога к полученным доходам для более обеспеченных слоев населения.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ АКЦИЗНОГО
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ

В докладе, посвященном теоретическим и практическим аспектам акцизного налогообложения, рассматриваются основы акцизного налогообложения и принципы его организации, проведен обзор мировой практики взимания и администрирования акцизов, рассмотрены тенденции в практике взимания акцизов в России, а также представлены основные направления реформирования акцизов.

Основополагающими принципами реформирования акцизного налогообложения является установление таких правил их уплаты, которые бы в максимальной степени ограничили возможность ухода от налогообложения, как законными, так и незаконными методами.

В докладе обосновывается необходимость изменения системы акцизного налогообложения алкогольной продукции, являющейся значительным источником поступлений для территориальных бюджетов.

С этой целью предлагается, во-первых, изменить правила взимания акциза с помощью акцизных марок, а именно сделать их способом уплаты полной суммы налогового платежа вместо существующего на данный момент авансового метода. Во-вторых, ввести налогообложение литра произведенного или импортированного этилового спирта по ставке, равной ставке налога, применяемой к литру этилового спирта, содержащегося в конечном продукте, с последующим кредитованием при налогообложении конечного продукта. В-третьих, установить шедудярное налогообложение готовой алкогольной продукции с применением дифференцированных акцизных марок для каждой группы алкогольных изделий.

Кроме того, необходимо развивать систему гарантирования платежей по акцизу аккредиванными кредитными и страховыми учреждениями при предоставлении отсрочек по уплате налога, в случае использования давальческого сырья при изготовлении алкогольной продукции, а также в случае использования этилового спирта для производства неподакцизных товаров.

Табачное налогообложение и налогообложение ГСМ в целом предлагается оставить без изменений, за исключением введения в число подакцизных товаров масел для двигателей и дизельного топлива. Момент уплаты акциза при налогообложение автомобилей предлагается перенести и взимать налог в момент государственной регистрации автомобилей.

 

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБЫЧИ
УГЛЕВОДОРОДОВ

Одним из наименее проработанных элементом российской системы налогообложения добычи углеводородов является акциз на нефть.

Данный налог носит ярко выраженный регрессивный характер, не имеет под собой достаточного объективного механизма учета горно-геологических и экономических условий добычи, что допускает значительный субъективизм при установлении ставок, не реагирует на изменение горно-геологических условий в процессе эксплуатации месторождения, а также на изменение внешних экономических условий производства (мировых цен).

В работе обосновывается, что для новых месторождений целесообразна замена акциза на нефть налогом на дополнительный доход от добычи углеводородов (НДД), имеющим ряд существенных преимуществ. Автоматизм расчета данного налога существенно повышает объективность налогообложения.

НДД учитывает горно-геологические и экономические условия добычи углеводородов, стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений, учитывает изменение горно-геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения, реагирует на изменение внешних экономических условий производства, в частности мировых цен.

Для старых (разрабатываемых) месторождений целесообразна замена акциза на специальный адвалорный налог на добычу нефти. При этом данный налог следует рассчитывать не на основе фактической цены реализации нефти, а на основе ее мировой цены. Это связано с тем, что, во-первых, мировые цены - основной фактор, определяющий финансовое положение нефтяной промышленности

Во-вторых, внутренняя цена на нефть может быть занижена вследствие применения трансфертных цен и отсутствия развитых механизмов биржевой торговли нефтью.

В-третьих, данный подход обеспечивает привязку налоговых платежей к доллару. В результате размер налоговых сборов в долларовом выражении не будет зависеть от курса рубля.

Авторы работы показывают, что размер ставки налога на добычу нефти может быть установлен на основе существующих ставок акциза и экспортной пошлины на нефть. Базовая ставка налога может быть установлена на уровне 4-5% от цены нефти Брент. Ставка налога должна быть прогрессивной, т.е. повышаться с ростом мировой цены на нефть.

Данный подход обеспечивает, во-первых, простоту и прозрачность расчета, что позволяет исключить возможности как для субъективизма и коррупции при установлении налогов, так и для занижения налоговых обязательств производителями.

Во-вторых, повышение гибкости налогообложения, так как налог, в отличие от акциза, непосредственно реагирует на изменение мировых цен.

В-третьих, введение данного налога не приведет к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет.

Введение налога на добычу нефти должно сопровождаться совершенствованием механизма установления ставок роялти. Кроме того, целесообразно уменьшение отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы с 10% до 2-4%, т.е. до размеров части, перечисляемой в государственный бюджет, с одновременным внедрением общепринятых в мировой практике механизмов компенсации затрат на геологоразведочные работы.

Налог на добычу нефти должен играть роль федерального налога, а платежи за пользование недрами, как и в настоящее время, должны преимущественно направляться в региональные и местные бюджеты.

 

РЕФОРМИРОВАНИЕ НДС

В работе представлен обзор теоретических основ взимания налога на добавленную стоимость и сравнительный анализ международного опыта функционирования систем НДС. На этой основе авторы формулируют ряд предложений по реформированию российского налога на добавленную стоимость.

Предлагается установить единую ставку налога на добавленную стоимость и зафиксировать ее на уровне около 20%. Нулевая ставка НДС должна применяться только для экспорта.

В целях повышения нейтральности налоговой системы, авторы предлагают значительно расширить базу обложения налогом на добавленную стоимость. Для этого следует резко сократить перечень услуг, освобождаемых от уплаты НДС (работы по строительству жилых домов, услуги, оказываемые предприятиями экскурсионной сферы, услуги в области обеспечения пожарной безопасности, по полиграфической, редакционной и издательской деятельности).

Кроме того необходимо разрешить вычитать из обязательств по НДС сумму налога, уплаченную за 'услуги строительных организаций при осуществлении капитального строительства.

Одной из ключевых проблем взимания налога на добавленную стоимость в России является применение этого налога во внешнеторговых связей со странами СНГ и таможенного союза. В настоящее время обложение импорта в Россию из стран-членов Содружества независимых государств производится по ставкам страны происхождения. В то же время, при взаимоотношениях со странами Таможенного союза - Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и недавно присоединившимся к союзу Таджикистаном -не взимаются таможенные платежи, в т.ч. и налог на добавленную стоимость.

Таможенное законодательство указанных стран не унифицировано. Киргизстан уже является членом Всемирной торговой организацией. Это накладывает дополнительные обязательства, не согласующиеся с правилами таможенного союза.

В этих условиях федеральный бюджет Российской Федерации несет значительные потери по таможенным платежам вследствие беспошлинного ввоза товаров из стран Таможенного союза с низкими ставками налогов на импорт. Очевидно, что проблема введения таможенной границы между указанными странами и взимание компенсирующих как разницы между ставками налога в России и стране-импортере во многом является политической.

Тем не менее, авторы считают целесообразным внесение поправок в документы о перемещении товаров и услуг внутри таможенного союза, которые бы предусматривают отмену таможенной границы между странами-членами только после полной унификации таможенного законодательства.

Одним из важнейших вопросов, касающихся налога на добавленную стоимость в России является распределение его поступлений между бюджетами различных уровней. Следует отметить, что при существующем порядке распределения доходов от НДС выигрывают прежде всего те субъекты Федерации, где официально образуется большой объем добавленной стоимости.

Это может происходить как фактически, так и с помощью трансфертного ценообразования, а также в регионах, где сосредоточено экспортное производство. В то же время потери несут регионы, с территории которых добавленная стоимость перемещается путем трансфертных цен (или на территории которых находятся филиалы крупнейших компаний-налогоплательщиков, не осуществляющих платежи НДС в региональные бюджеты), а также депрессивные регионы, где реализация значительной части товаров и услуг происходит на теневом рынке, который не поддается (или слабо поддается) налоговому контролю.

В этих условиях в докладе обосновывается переход на двухэтапную систему перераспределения НДС между федеральным и региональными бюджетами. Зачисление доли поступлений налога, закрепленной за бюджетами регионов, можно было бы осуществлять пропорционально численности населения.

 

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПРОТЕКЦИОНИЗМА В АПК СТРАН
С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Переход к рыночной экономике в пост социалистических государствах потребовал новой агропродовольственной политики. Независимо от темпа проведения реформ эволюция политики прошла две стадии.

Первый этап аграрных реформ в странах бывшего социалистического лагеря ознаменовался либерализацией цен на агропродовольственную продукцию, отменой или значительным сокращением государственного заказа, отказом от планирования объемов производства, от продовольственных субсидий и привилегий аграрному сектору.

Резкая смена политического курса ухудшила паритет для сельского хозяйства и привела к утрате сельскохозяйственными производителями оборотных средств. Высокая инфляция способствовала росту процентной ставки и сокращению сроков кредитов. Аграрный сектор оказался в жесточайшем финансовом кризисе.

Для вывода АПК из кризисного состояния практически в каждой из пост-социалистических стран были разработаны специальные государственные программы сельскохозяйственного кредита. Суть их сводилась к субсидированию процентной ставки; обеспечению банковских ссуд государственными гарантиями; созданию -специализированных кредитных институтов для реформ аграрного сектора; списанию или реструктурированию долгов.

На втором этапе реформы эйфория либерализма начала замещаться аграрным протекционизмом. Страны Центральной Восточной Европы (ЦВЕ) с 1991 г., Россия и другие страны СНГ - с 1993г. и позднее стали вводить минимальные гарантированные цены, импортные тарифы и квоты, экспортные субсидии.

Следует отметить, что эта политика в странах с переходными экономиками в корне отлична от своего аналога в развитых странах. Она формируется в принципиально иных условиях и имеет ряд особенностей.

Во-первых, частично сохраняется старая система. Например, минимальные гарантированные цены редко служат для реальных интервенций. Они рассматриваются как цены для государственных ограниченных закупок и как ориентировочные цены для рынков. Многие страны выдают субсидии на расходы на средства производства для сельского хозяйства.

Во-вторых, практически все меры поддержки агропродовольственного сектора черпались из арсенала развитых стран - ЕС и США.

Развитие аграрного протекционизма в России шло примерно тем же путем, что и в странах - ЦВЕ, но у него есть свои особенности.

Прежде всего, это федеративное устройство страны и слабость федеральной власти. В результате кроме общенационального торгового протекционизма в стране складывается и региональный протекционизм.

Другой особенностью российского протекционизма являются, высокие патерналистские ожидания населения и экономических агентов высокая склонность бюрократии к воспроизведению традиционных для нее распределительных методов. В результате многие программы при своей практической реализации оказываются формой административного распределения тех или иных производственных ресурсов.

Отметим, что в ряде стран ЦВЕ усиление протекционизма совпало с финансовой стабилизацией и с решением основных задач на макроэкономическом уровне. В России эта политика проводится при отсутствии макроэкономической стабильности, что создает объективные трудности для дальнейшего развития реформ.

В этих условиях государственная политика в аграрном секторе должна придерживаться определенных принципов. Во-первых, государственная поддержка должна быть направлена на расширение сбыта агропродовольственнои продукции и поддержание объемов производства. Во-вторых, государственные программа, должны быть нацелены на создание новых рабочих мест в сельской местности. В-третьих, государственная внешнеторговая политика должна ориентироваться на ограниченный протекционизм.

 

ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ И
КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ОСУЩЕСТВИМОСТИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Динамика процесса реформы в сфере образования напрямую зависит от конкретных социально-экономических и политических условий. Они, в свою очередь, подвержены крайне быстрым изменениям.

Для того, чтобы не тратить впустую средства и время целесообразно разработать принципы, критерии и методы оценки осуществимости конкретных предложений по проведению отдельных организационно-экономических изменений в сфере образования.

Определение их совместимости с той институциональной среды, внутри которой намечается проводить изменения, должно включать сложившееся соотношение политических сил и специальных интересов, затрагиваемых групп.

С точки зрения продвижения реформы в сфере образования и ее практической осуществимости наиболее эффективными являются следующие организационно-экономические предложения.

В сфере высшего профессионального образования за счет бюджетного финансирования государство должно удерживать ключевые позиции. Представляется, что основным инструментом здесь может стать введение государственного заказа на профессиональное образование. Госзаказ должен включать три компонента: федеральный; региональный; муниципальный.

Федеральный заказ будет обеспечивать учет стратегических потребностей развития общества и экономики, что особенно важно в условиях кризиса. Региональный и муниципальный учет потребностей региональных и местных рынков труда.

Каждый из указанных видов заказов должен оплачиваться из бюджетов соответствующих уровней и распределяться между вузами на конкурсной основе.

Переход к такой практике распределения и финансирования различных компонентов rocзаказа потребует ужесточения процедур лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений профессионального образования, претендующих на его получение.

Стимулировать платежеспособный спрос на профессиональное образование со стороны предприятий, фирм и семей должна гибкая налоговая политика.

Необходимо отменить все ограничения на платный прием сверх госзаказа. Это позволит, во-первых, создать социальную перспективу для студентов техникумов, которые в большей степени, чем студенты вузов, являются выходцами из малообеспеченных семей.

Во-вторых, будет усилен академический контроль за обучением студентов в техникумах и, соответственно, повышено качество подготовки.

В-третьих, включение техникумов в со став вузовских комплексов позволит предотвратить скрытую приватизацию их имущества и его "уход" за пределы сферы образования.

Создание вузовских комплексов необходимо дополнить структурной перестройкой системы начального профессионального образования. Эта мера направлена на развитие систем региональных колледжей. В них войдет часть ПТУ и средних специальных учебных заведений, муниципальные политехнические школы, в которые будет преобразована остальная часть ПТУ.

Это позволит обеспечить тесную связь подготовки кадров в системе НПО с потребностями региональных и местных рынков труда, использовать системы начального и среднего профессионального образования для переподготовки безработных с привлечением средств служб занятости.

Одновременно должна получить развитие подготовка и переподготовка управленческих кадров для малых типов учебных заведений. Эта мера создаст перспективу деятельности для сети региональных Институтов повышения квалификации кадров работников образования и педвузов.

В случае если реальная социально-политическая ситуация в стране в ближайшее время не улучшиться, то правительству не удастся в полной мере обеспечить стабильность бюджетного финансирования. В этом случае наиболее "продвигаемыми" направлениями образовательной реформы станут: переход на подушевое нормативное финансирование, альтернативой которому в настоящих условиях является только жесткое административное сокращение сети; развитие платности в школьном обучении; придание общеобразовательным школам статуса самостоятельного экономического субъекта; введение системы многоучредительства образовательных учреждений; активизация всех внебюджетных источников финансирования образовательной сферы.

Особого внимания потребуют вопросы регионализации реформированного организационно-экономического механизма в образовании. Поскольку в новых условиях федеральный центр не сможет взять на себя обязательства по финансовой поддержке подушевого норматива, то реформа может возродиться и идти лишь в пределах и на уровне отдельных территорий.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
(ОПЫТ РОССИИ 1995-1996 ГОДОВ)

Как показывает практика, на результаты выборов оказывает влияние не только личность претендента, но и экономические и политические условия на территории проживания электората. Следует отметить, что при тщательности изучения зависимости экономической политики властей от предвыборного цикла, аналитики практически обошли вниманием проблему зависимости электорального поведения от экономической ситуации.

Региональный подход к решению поставленной задачи интерпретации федеральных выборов позволяет сформировать и предварительно верифицировать гипотезы для дальнейшей работы на начальном этапе исследования проблемы взаимосвязи экономики и политики.

Выбранный для исследования эпизод выборной практики ограничивается 1995-1996 годами. Речь идет о федеральных выборах - в Государственную Думу в декабре 1995 года и президентских выборах в июне 1996 года. Как известно, президентские выборы проходили в два тура. Однако в докладе авторы ограничились данными лишь первого тура.

Исследование электорального поведения показало, что наиболее важными факторами оказались налоговые платежи, дебиторская задолженность, денежные доходы, уровень заработной платы и задолженность по ее выплате, потребность в работниках.

С другой стороны, негативные факторы влияют на электоральное поведение гораздо больше, чем позитивные: высокий уровень зарплаты для населения менее значим, чем задолженность по ее выдаче.

Включение в модель неэкономического фактора - процент голосов, поданных за власть на предыдущих выборах, позволяет учитывать политическую обстановку в стране. Следует от метить, что политические пристрастия позволяют точнее объяснять результаты выборов, но не являются главными для избирателей.

Интересно, что для электорального поведения или результатов выборов важны показатели из bipex блоков: уровень экономического развития, экономический потенциал, перспективы роста и уровень социального развития. Необходимо отметить особую важность показателей налоговых и зарплатных (уровня зарплаты и особенно задолженности по зарплате).

Если учесть, что налоговые поступления определяют возможность для регионов проведения активной социальной политики (корреляция между этими показателями равна 0.84), то самыми важными для электорального поведения являются показатели доходные, явно социальные и явно не в момент выборов, а задолго до них. Финансовая помощь от федеральной власти не приводит к только положительному или только к отрицательному результату.

При переходе от обычного парного анализа (корреляционного и регрессионного) к многомерному, на первый план выходят показатели экономического потенциала, а именно уровень дебиторской задолженности.

Демографические показатели оказались не главными в определении электорального поведения. Доля городского населения и трудоспособного населения менее важны, чем чисто экономические факторы.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ВЕСТНИК

 

 

КОНФЕРЕНЦИИ


Институт экономических проблем переходного периода при участии фонда Перспективных Международных Исследований, Social Market Foundation (London), The Royal Institute of International Affairs (London) 17-18 апреля 1999г. провели научную конференцию, посвященную анализу причин и последствий мирового и российского финансового кризиса.

В работе конференции приняли участие представители самых широких кругов российских и зарубежных экспертов, что обеспечило высокий содержательный уровень дискуссий. Плодотворность состоявшегося обсуждения во многом была обусловлена междисциплинарным характером рассмотрения проблем финансового кризиса.

Глубокий теоретический анализ Е.Гайдара, А.Аганбегяна, Е.Ясина, Джовани Урга, С.Си-нельникова-Мурылева, Л.Григорьева, Г.Джеймса. К.Винограда и многих других, дополнялся историко-политическим подходом Р.Скидель-ски, В.May и М.Дюбуа, а также специфической точкой зрения непосредственных инвесторов, участников финансового рынка, которая была представлена Э.Кенингхаймом (Мерил Линч) К.Гранвиллом (Флеминг), Э. Краусом (Дрезд-нерБанк).

Главной темой конференции, звучащей в выступлениях всех ее участников, было осознание тех уроков, которые необходимо извлечь из анализа процессов распространения и регулирования финансового кризиса во всех странах, в том числе и в России. Причем, как подчеркивалось на конференции, извлекать подобные уроки необходимо всем участникам финансового рынка, как органам государственного управления, так и международным финансовым организациям и инвесторам.

Отличительной чертой конференции стало рассмотрение конкретных проблем бюджетно-финансового кризиса в России в контексте распространения глобального финансового кризиса (Юго-Восточная Азия, Бразилия и др.), что позволило не только проанализировать внутренние политические и экономические его причины, но и оценить адекватность предпринимаемых мер, их социально-политическую обусловленность.

Кроме детального обсуждения сложнейших задач регулирования российского бюджетно-финансового кризиса, на конференции подчеркивалась актуальность изучения проблем, имеющих теоретический характер и связанных с диагностикой финансового кризиса, таких как: соотношение твердого и плавающего валютного курса, валютное регулирование в условиях плавающего валютного курса, недоверие к национальной валюте.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ВЕСТНИК

 

 

ПУБЛИКАЦИИ


Вышла в свет статья директора Института экономики переходного периода, доктора экономических наук Е.Т.Гайдара "Наследие социалистической экономики. Макро- микроэкономические последствия мягких бюджетных ограничений".

В статье анализируются причины затянувшегося спада в целом ряде переходных экономик, в первую очередь - в России.

Особое внимание в статье уделяется анализу взаимосвязи жесткости проводимой финансовой политики, быстроты финансовой и денежной стабилизации и адаптации сектора предприятий к работе в рыночных условиях.

Автор рассматривает проблемы жесткости бюджетных ограничений предприятий в контексте последовательного осуществления радикальных экономических преобразований. Резкое падение производства и реальной денежной массы в постсоциалистических странах вызвали неодинаковую реакцию властей.

Там, где правительства смогли противостоять популизму и проводили курс на финансовую стабилизацию, темпы инфляции снизились, спрос на национальные деньги возрос, производство начало увеличиваться.

В тех странах, где происходило ослабление денежной политики, правительство пыталось поддержать производство, наращивая денежную массу, процесс дезинфляции оказывался более растянутым, структурная перестройка была затруднена, предприятия медленно приспосабливались к рыночным условиям. В результате страны переживают кризис неплатежей., бартеризацию экономики, ухудшение сбора налогов.

Более подробно с содержанием статьи Е.Т.Гайдара можно ознакомиться на страницах сайта ИЭПП в "Интернете": http://www. iet. ru

В 1999 году в московском издательстве 000 "Стрелец" вышла новая книга А.В.Улюкаева, доктора экономических наук, заместителя директора Института экономических проблем переходного периода.

В книге "В ожидании кризиса: ход и противоречия экономических реформ в России" в популярной форме освещаются вопросы теории и практики экономических реформ в России.

На большом фактическом материале раскрываются закономерности денежного обращения, бюджетной политики и их влияние на ситуацию в реальном секторе российской экономики.

Автор рассматривает исторический срез проводимых экономических преобразований: предреформенную политико-экономическую ситуацию, которая жестко обусловила начинку экономической реформы, ее содержание и последовательность реализации основных элементов либерализации экономики, институциональные реформы финансовой стабилизации.

Большое внимание автор уделяет межст-рановым сопоставлениям, позволяющим определить общие закономерности развития стран с переходной экономикой, к которым относится и Россия.

Исследование показывает, что многочисленные трудности современной российской экономики связаны с ее "недореформированностью". Отдельно рассматриваются природа, причины и возможные пути преодоления нынешнего острого финансового кризиса.

А.В.Улюкаев обосновывает предложения по ускорению экономических реформ, необходимых для выхода страны из кризиса и начала экономического роста.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ВЕСТНИК

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЯ


КОНКУРС

Институт экономики переходного периода объявляет Всероссийский конкурс на лучшую дипломную работу по экономике.

В конкурсе могут принять участие выпускники экономических ВУЗов и экономических факультетов высших учебных заведений России.

УСЛОВИЯ КОНКУРСА

Институт экономики переходного периода учреждает премию "За лучшую дипломную работу по экономике".

К участию в конкурсе допускаются все выпускники высших учебных заведений России, защищающие свои дипломные работы на экономические темы в 1999 году.

По итогам конкурса за лучшую дипломную работу победители получаю! денежную премию:

За первое место - 20 тысяч рублей.
За второе место - две премии по 10 тысяч рублей.
За третье место - три премии по 5 тысяч рублей.

Претендент должен представить в конкурсную комиссию свою дипломную работу до 1 сентября 1999 года по адресу:

103918, г. Москва, Газетный переулок, д. 5,
Институт экономики переходного периода

или электронной почтой по адресу: natarov@iet.ru

Дополнительную информацию об участии в конкурсе можно получить
по телефонам: (095) 229-67-36, 229-67-28

АСПИРАНТУРА

Объявляет очередной прием по специальностям:

08 00 01 "Политическая экономия"
08 00 05 "Экономика и управление народным хозяйством"

В аспирантуру принимаются лица, имеющие законченное высшее образование.

Срок обучения в очной аспирантуре - 3 года, в заочной - 4 года.

Поступающие в аспирантуру проходят собеседование, сдают вступительные экзамены по специальности, философии и иностранному языку.

Формы обучения в аспирантуре:

- Платная;
- Бесплатная;
- С выплатой стипендии;
- Целевая, для поступления в которую прилагается письмо - заявка в целевую аспирантуру с указанием стипендии и оплаты обучения от учреждения, направляющего в аспирантуру.

Прием документов с 15 сентября по 25 октября 1999 г.

Вступительные экзамены проводятся в ноябре 1999 г.

Адрес Института:

103918, г. Москва, Газетный переулок, д. 5
Телефон отдела аспирантуры: (095) 229-76-71

Институт Экономики Переходного Периода
Россия 103918, Москва, Газетный переулок, д.5,
телефон: 229-6413 факс: 203-8816
http://www.iet.ru

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ВЕСТНИК

 


II (1) 1999 ВЕСТНИК
© 1999 ИЭПП