The evaluation of the prospects of the markets of consumer goods and advertisement services in the Russian Federation, and the formation of a middle-term prognosis for these markets (“KontinentInform,” 2005-2006)

В сентябре 2005 г. Институт экономики переходного периода приступил к реализации проекта «Перспективы развития рынков потребительских товаров и рекламных услуг в РФ и среднесрочное прогнозирование ситуации на рынках потребительских товаров и рекламных услуг» в рамках контракта с ООО «КонтинентИнформ». Работы ведутся по пяти направлениям.

1. Теоретический и прикладной анализ рынков потребительских товаров и рынка рекламы в России

1.1. Сбор и формирование базы данных для проведения научно-исследовательских работ в рамках настоящего договора на основе имеющихся данных у заказчика и других доступных статистических источников.

1.2. Выявление основных возможных взаимосвязей между рынком рекламы и рынками потребительских товаров и макроэкономическими процессами в РФ.
  • Выделение основных этапов развития рынка рекламы в РФ (по данным компании Видео Интернейшнл), в том числе формирование перечня факторов, воздействующих на объем рекламного рынка.
  • Выделение основных этапов развития рынков ряда потребительских товаров (список рынков товаров представляется заказчиком).
  • Определение факторов, воздействующих на объем рекламного рынка. Статистический анализ взаимосвязей между характеристиками рынка рекламы и отдельных рынков потребительских товаров на различных этапах развития; количественная оценка воздействия выявленных факторов на объемы рекламного рынка (без учета форс-мажорных факторов политического и экономического порядка).
  • Статистический анализ взаимосвязей между характеристиками рынка рекламы, отдельными рынками потребительских товаров и макроэкономическими параметрами на различных этапах развития. Индивидуальная (для отдельной товарной категории) или групповая (для группы близких товарных категорий) количественная оценка зависимости данного товарного рынка (товарной категории) и его рекламной составляющей (рекламных бюджетов, в том числе телерекламных бюджетов по категории) от выявленных факторов воздействия.

1.3. Анализ динамики и тенденций развития основных секторов потребительского рынка в посткризисный период 1999-2005 гг.
  • Общий обзор развития основных секторов потребительского рынка в посткризисный период в контексте макроэкономических процессов в 1999-2005 гг.
  • Оценка роли процессов импортозамещения и обратного замещения импортом в динамике основных секторов потребительского рынка.
  • Оценка перспектив развития основных секторов потребительского рынка в среднесрочном периоде за счет внутреннего производства, создания производств с участием иностранного капитала и импорта.
  • Анализ последствий вступления России в ВТО и изменений в налоговом законодательстве для развития основных секторов потребительского рынка.
  • Оценка степени развитости основных секторов потребительского рынка с точки зрения внутрирыночной конкуренции, сложившихся тенденций развития и потенциальных границ рынка в среднесрочной перспективе.
  • Выявление закономерностей в динамике рекламной активности (отношение объемов рекламных рынков к объемам продаж) по отдельным категориям и по рынку потребительских товаров в целом.

2. Межстрановые сопоставления рынков рекламы

2.1. Анализ основных экономических характеристик рынков рекламы в странах с различным уровнем развития и взаимосвязи степени развитости рынков потребительских товаров и подушевого уровня дохода.
  • Классификация стран по степени развитости рынков рекламы (по открытым данным).
  • Выявление взаимосвязей между степенью развитости рынков потребительских товаров и уровнем развития стран (различные показатели подушевого уровня дохода, структура экономики, структура потребления, открытость экономики, институциональные особенности и т.д.) на периоде с конца 1990-х годов.
  • Оценка потенциала рынка рекламы в РФ на основе результатов межстрановых сопоставлений.

2.2. Углубленный анализ рынков рекламы, ключевых факторов их развития, и взаимосвязей с рынками потребительских товаров в отдельных странах с сопоставимым с Россией уровнем развития - странах Латинской Америки (Бразилия, Мексика), странах Восточной Европы (Польша, Чехия), а также еще двух странах по предложению заказчика.
  • Сбор информации по странам на основе официальных источников и интервью с представителями субъектов национальных рекламных рынков (рекламодателей, медиарекламных агентств, медиаканалов), рекламных и медиа объединений (ассоциации, союзы, конфедерации и т.д.) и исследовательских организаций (полевые исследования в странах), также по материалам национальной специализированной прессы.
  • Анализ рыночной структуры рынка рекламы: основные товарные категории, основные игроки (рекламодатели, медиарекламные агентства, медиаселлеры, медиаканалы), региональное распределение рекламных бюджетов, регулирование, ценообразование, национальные особенности, соотношение видов рекламы.
  • Анализ динамики развития рынка рекламы и рынков потребительских товаров.
  • Анализ общих характеристик и проблем, а также различий между изучаемыми странами как внутри географических групп, так и в целом.
  • Выявление общих с Россией закономерностей развития рынков рекламы и рынков потребительских товаров.
  • Идентификация потенциальных перспектив и проблем в развитии рынка рекламы в России на основании опыта изучаемых стран.
  • Период исследования - с начала 1990-х годов, но максимально детальная информация по товарным категориям - с 2000 г.

3. Адаптация экономико-математической модели экономики РФ для использования в целях среднесрочного прогнозирования рынка рекламы

3.1. Теоретическое обоснование и разработка блоков модели, позволяющих прогнозировать развитие отдельных отраслевых рынков.
  • Спецификация взаимосвязей между характеристиками отдельных рынков потребительских товаров и макроэкономическими параметрами в виде прогнозных уравнений.
  • Тестирование уравнений и определение лучших вариантов на основе ретро-прогноза.
  • Построение согласованной работоспособной прогностической модели развития отдельных наиболее важных рынков потребительских товаров и макроэкономических условий развития экономики РФ на среднесрочную перспективу.
  • Разработка варианта среднесрочного прогноза набора макроэкономических и отраслевых показателей, предлагаемых заказчиком для прогнозирования рынка рекламы в РФ.
  • Участие в доработке окончательного варианта прогноза рынка рекламы, разрабатываемого заказчиком.

4. Исследования по отдельным актуальным проблемам, возникающим при анализе заказчиком ситуации на рынке рекламы

4.1. Особенности оценки экономических показателей в условиях функционирования мультивалютной экономической среды.

4.2. Особенности определения индексов-дефляторов в условиях функционирования компании на рынке со специфической корзиной товаров.

5. Проведение совместных семинаров сотрудников заказчика и ИЭПП для обсуждения хода выполнения и результатов научно-исследовательских работ.