Preparation of the National Program of the Modernization and Development of Automobile Roads in the Russian Federation until 2025 (Ministry of Transportation of the Russian Federation, 2003)

По договоренности с Министерством транспорта Российской Федерации в марте 2003 г. Институт принял участие в разработке Национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог РФ до 2025 г. совместно с другими макроэкономическими и ведущими отраслевыми научными центрами. В ходе работы по данному проекту были сформулированы предложения по реализации реформы местного самоуправления в дорожном хозяйстве, совершенствованию системы финансирования, повышению эффективности расходов на дорожное хозяйство, существенная часть которых была учтена в подготовленном программном документе.

Национальная программа модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года разработана в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 8 ноября 2003 г. № Пр-2030ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 29 октября 2003 г. Концепция Программы в составе материалов к Транспортной стратегии Российской Федерации была одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 18 декабря 2003 г.

Программа разработана с участием НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры, РосдорНИИ, НЦКТП, ИСА РАН, МАДИ, ГипродорНИИ, Саратовского филиала ГипродорНИИ, Северо-Кавказского филиала ГипродорНИИ, Хабаровского филиала ГипродорНИИ, Научно-технологического и проектного института транспортной инфраструктуры, ИркутскГипродорНИИ и др.

При разработке Программы использованы следующие материалы:
  • Транспортная стратегия Российской Федерации (одобрена на заседании Государственного совета Российской Федерации 29 октября 2003 г., одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 18 декабря 2003 г.);
  • Концепция Национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года (одобрена на заседании Государственного совета Российской Федерации 29 октября 2003 г., одобрена в составе материалов к Транспортной стратегии на заседании Правительства Российской Федерации 18 декабря 2003 г.);
  • Подпрограмма «Автомобильные дороги» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)»;
  • Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 (с последующими дополнениями и изменениями).

Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы страны. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связи между регионами и населенными пунктами Российской Федерации, а также выходы на дорожную сеть сопредельных государств, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения, проведения структурных реформ, укрепления национальной безопасности государства и интеграции транспортной системы России в международную транспортную систему.

Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития России и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации. Программа развития автомобильных дорог должна учитывать геополитические тенденции в мировой политике и экономике и способствовать решению задачи интеграции экономики страны в систему мировых связей.

В настоящее время социально-экономическое развитие России во многом сдерживается из-за низкого транспортно-эксплуатационного состояния и недостаточного уровня развития ряда автомобильных дорог. Значительная часть федеральных дорог имеет высокую степень износа и исчерпала свою пропускную способность. Постоянные заторы, особенно в крупных городах, значительно снижают скорости движения, что резко увеличивает транспортные издержки. Недостаточное развитие дорожной сети на севере страны, в Сибири и на Дальнем Востоке сдерживает развитие и вовлечение в хозяйственный оборот огромных территорий, богатых природными ресурсами. Около 50 тыс. населенных пунктов не имеет круглогодичной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием, что приводит к сворачиванию производства, в том числе сельскохозяйственного, оттоку населения из этих регионов.

Экономический рост и увеличение объемов перевозок обострят ситуацию, связанную с обеспечением пропуска по автомобильным дорогам возрастающих автотранспортных потоков. В создавшейся ситуации необходимо принять неотложные меры по качественному изменению состояния дорожной сети страны, чтобы обеспечить ее ускоренное развитие в соответствии с потребностями экономики и населения.

Программа обосновывает потребность в развитии дорожной сети, определяет приоритеты дорожной политики и инструменты ее реализации, перечень мероприятий по развитию сети автомобильных дорог и дорожного хозяйства, направления повышения эффективности предоставления государственных услуг и обеспечения безопасности в дорожном хозяйстве. В Программе определены потребности в инвестициях в дорожное хозяйство; на основе модели межотраслевого баланса проведена оценка социально-экономической эффективности.

Программа разработана с учетом положений реформы местного самоуправления, которая ввела понятие муниципальных дорог. В соответствии с этим предусматривается пересмотр классификации автомобильных дорог, введение третьего уровня дорожной сети – муниципальных дорог, инвентаризация муниципальных дорог и выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог всех уровней. В Программе сформированы перечни объектов строительства и реконструкции федеральных и основных территориальных дорог на период до 2025 г., определены необходимые объемы работ по содержанию, ремонту и модернизации автомобильных дорог и потребности в их финансировании.

Материалы Программы рассматривались на заседании Правительства Российской Федерации 6 мая 2004 г., по результатам которого были определены направления доработки долгосрочной программы развития автомобильных дорог и Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» в части развития автомобильных дорог.