Рубль укрепляется объективно, но - слишком быстро

Дата публикации
Четверг, 11.09.2003

Авторы
С. Дробышевский

Серия
ГАЗЕТА.ру

Аннотация
Приток нефтедолларов стимулирует укрепление рубля, а оно - снижает конкурентоспособность российских товаров. А попытки сдержать этот процесс - разгоняют инфляцию. За восемь месяцев этого года рубль уже укрепился на 5%, при том, что запланированный показатель на год - 6%. Вчера замминистра экономического развития Аркадий Дворкович признал, что инфляция к концу года может превысить запланированный показатель 12%. Как экономические власти решают загадку о волке, козе и капусте российской экономике - нефтедолларах, свежих рублях и конкурентоспособности, - рассказывает заведующий лабораторией денежно-кредитной политики ИЕПП Сергей Дробышевский. Правительство стоит сейчас перед дилеммой: объективное развитие экономики требует изменения режима денежно-кредитной политики, но вследствие необычно благоприятной, с одной стороны, и неблагоприятной, с другой, внешнеэкономической ситуации переход на новый режим кредитно-денежной политики в чистом виде вызывает достаточно сильные побочные явления.

Мы сейчас наблюдаем столкновение и наложение друг на друга двух различных процессов. Первый процесс связан с ходом реформ, с развитием экономики России, которое определяется общими закономерностями развития всех переходных экономик.

Этот объективный процесс заключается в том, что в России уже 4 года идет восстановительный рост, сформировалась достаточно развитая и пережившая кризис финансовая система.

В настоящий момент Россия столкнулась с тем, с чем ранее сталкивались другие крупные переходные экономики, такие как Польша, Венгрия, Чехия: с ситуацией, когда возникает необходимость перехода от прежнего режима кредитно-денежной политики (не важно, какой это был режим - таргетирование обменного курса, денежных агрегатов или гибридная политика) к режиму таргетирования инфляции.

С другой стороны, ситуация в российской экономике, в том числе в денежной сфере, сильнее, чем у любой другой переходной экономики, зависит от внешних условий. Для России это - цены на нефть.

Таким образом, с одной стороны, ЦБ РФ решает задачу перехода к таргетированию инфляции для дальнейшей стабилизации денежной сферы в условиях избыточной эмиссии денег вследствие высоких цен на нефть. С другой, возможность использования денежной политики для стимулирования роста влияет на позицию Минфина в отношении укрепления рубля.

Если говорить о таргетировании инфляции, то надо иметь в виду, что в этом случае ЦБ должен отказаться от активных операций на валютном рынке, позволить курсу рубля двигаться свободно, включая и возможное дальнейшее номинальное укрепление рубля. Так же он может не учитывать при принятии своих решений возможность укрепления реального курса рубля, и соответственно его влияния на конкурентоспособность наших товаров. При этом он достаточно жестко контролирует денежную массу, в том числе с помощью ее регулирования, и пытается сгладить колебания цен вследствие, скажем, изменения тарифов. Как известно, с первого января будут изменены цены на грузовые железнодорожные перевозки, по электроэнергии решения в последние годы вступали в силу в феврале и в июне - июле, соответственно Центральный банк должен будет принимать решения, которые компенсируют общий рост цен, вызванный ростом тарифов, за счет управления денежной массой.

Это один подход и то к чему стремиться Центральный банк. В принципе, то, что Центральный банк отстаивает такой подход скорее можно назвать положительным моментом, потому что и по закону, и по экономическому смыслу основная задача Центрального банка - это обеспечение стабильности российской национальной валюты, то есть контроль над инфляцией, над денежным обращением.

То, что ЦБ заявляет о такой цели, показывает, что он стремится выполнить свою работу, и действует как независимый орган, который проводит собственную политику.
С другой стороны, мы видим позицию Министерства финансов как составной части правительства, в задачу которого входит и стимулирование общеэкономической деятельности, в частности - вопрос конкурентоспособности отечественных товаров, состояние реального сектора. Таким образом, Минфин проявляет заботу в большей степени о поддержании более низкого курса рубля, в частности, пренебрегая тем, что инфляция может выйти за определенные пределы (в этом году - 10-12%, на следующий год запланированы 8-10%).

Соответственно, Минфин выдвинул какие-то предложения. Об их содержании говорить сложно. Единственное, что можно сказать, исходя из того, что Минфин является правительственным органом, и министр финансов не говорил о том, что меры согласованы с руководством Центрального банка, эти меры находятся в руках правительства. Например, сдерживание тарифов естественных монополий.

Вопрос в том, как это будет согласовываться с планами по реформированию естественных монополий?
И в принципе, в рамках такой политики можно дойти до состояния, когда, сдерживая тарифы естественных монополий, чтобы развивать другие сектора, можно усугубить ситуацию в самих естественных монополиях.

Другой возможный инструмент - это более активное управление средствами, которые сейчас находятся в резервном фонде, а с будущего года, возможно, будут составлять и стабилизационный фонд. Например, возможно конвертирование средств стабилизационного фонда в иностранную валюту, что может стерилизовать денежную эмиссию, а соответственно - и сдерживать инфляцию, и предотвратит резкий рост реального курса рубля.

Заложенная в проекте закона цена отсечения в 20 долларов за баррель является среднеарифметической ценой за последние 10 лет. Такая цифра в большей степени отвечает задаче сглаживания доходов бюджета. Если посмотреть на статистику, то цена выше и ниже этого уровня держалась примерно равное количество лет.

Говорить о том, что цена отсечения должна быть 10 - 12 долларов за баррель нелогично, поскольку в истории не было и в обозримом будущем не будет падения цены ниже этого уровня.
Получается, что мы только копим средства в фонд и никогда их не расходуем. Это, конечно, тоже может иметь смысл, если мы рассматриваем фонд не как средства сглаживания колебаний, а как фонд будущих поколений, средства из которого планируем тратить после того, как, грубо говоря, нефть закончится.

Беспокойство Минфина вызвано, прежде всего, ростом реального курса рубля, который наблюдался по итогам первого полугодия. Даже в номинальном выражении рубль с начала года укрепился примерно на 5%, в реальном выражении по отношению к доллару рост превысил 10%, к корзине валют рост был несколько меньше за счет роста курса евро.

Поскольку все прогнозы сходятся на том, что цены на нефть, и соответственно - приток валюты в страну сохранятся еще в течение полугода, а то и года, то без изменения существующего механизма и с учетом состояния экономик США и Европы наиболее вероятным сценарием развития является еще более быстрое укрепление реального курса.
Важен даже не уровень роста, 5 или 10%, а то, что вследствие быстроты этого процесса - 5% за полгода - создается угроза конкурентоспособности российских товаров, как на мировом, так и на внутреннем рынке.

Конечно, то, что рубль будет укрепляться, является объективной закономерностью. Укрепление национальной валюты, с одной стороны, стимулирует товаропроизводителей к модернизации, к инвестициям, к разработке новых товаров, в целом - к проявлению активности. Но если укрепление происходит слишком быстрыми темпами, то реальный сектор не успевает на него отреагировать. И начнет повторяться то, что происходило в 1997 - 1998 годах, когда вследствие очень быстрого и сильного укрепления рубля иностранные товары во многих секторах вытеснили отечественные.

Прямое повторение ситуации невозможно: российская экономика окрепла с того времени. Кроме того, иностранные производители создали производства здесь.
В любом случае, если предприятия будут сталкиваться с тем, что их продукция становится дороже импортной - как конечная продукция, так и инвестиционные товары, - то они вместо решения долгосрочной задачи модернизации и развития производства будут уделять больше внимания тому, чтобы выстоять в данный момент. Таким образом, совокупный спрос в экономике, который поддерживает рост, будет сокращаться.

С точки зрения инфляции пока ситуация выглядит достаточно благополучно. В начале лета были некоторые опасения, что рост цен по индексу потребительских цен может превысить запланированные на 2003 г. ориентиры 10-12%. Однако с учетом данных за август очевидно, что сезонные факторы сыграли свою роль.

В августе была дефляция, и цены снизились на 0,4%. Скорее всего инфляция за год составит 11-12%, и мы укладываемся в ориентиры, есть предпосылки для снижения темпов роста цен и в будущем.

Если мы посмотрим на изменения тарифов естественных монополий, которые запланированы на будущий год, то они выглядят достаточно скромными, по сравнению с тем, что было в 2001- 2003 годах. И опасения, что рост тарифов может раскрутить инфляцию, на мой взгляд, не вполне обоснованы. Нельзя сказать, что инфляция вышла из под контроля, Центральный банк заявляет, что будет проводить политику на дальнейшее постепенное снижение инфляции, но это не является пожарной мерой для того чтобы стабилизировать ситуацию.

Видимо, заявленное достаточно скромное повышение тарифов естественных монополий, завершение разработки правовых основ стабилизационного фонда, и среди прочего - отмена налога с продаж с 1 января, которая может смягчить рост цен, - это те меры, которыми Минфин будет пользоваться и которые могут оказать сдерживающее влияние на рост реального курса рубля.

Интервью взял Евгений Натаров

Содержание

Примечания

Перейти к другим выпускам