Анализ бюджетной задолженности в Российской Федерации. Способы погашения и методы профилактики ее возникновения

Дата публикации
Вторник, 23.12.2003

Авторы
С. Баткибеков А. Золотарева А. Киреева О. Луговой К. Непесов С. Синельников А. Устинов Н. Чеботарева

Серия
АМР США

Аннотация
Одной из наиболее значимых проблем бюджетной сферы в Российской Федерации в течение последних десяти лет была проблема кредиторской задолженности. Накопление и периодические попытки погашения кредиторской задолженности бюджетов всех уровней сопровождают становление бюджетной системы, начиная с 1992 года. В настоящее время в законодательстве отсутствует само по себе определение кредиторской задолженности бюджета.

Содержание

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ 6
ВВЕДЕНИЕ 28
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ В РОССИИ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 32
1.1. ИСТОКИ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РОССИЙСКОГО БЮДЖЕТА. 33
1.1.2. Бюджетная практика 1994-1996: широкое распространение неденежных механизмов урегулирования бюджетной задолженности. 34
1.1.3. 1997 год: первые попытки ужесточения бюджетной дисциплины 39
1.1.4. Программа экономии государственных расходов (1998-1999 годы). 40
1.2. ПРАКТИКА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И УРЕГУЛИРОВАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В 2000-2002 ГОДАХ 50
1.2.1.Инвентаризация задолженности по состоянию на 1 января 2000 года 50
1.2.2. Погашение задолженности в 2000 году 52
1.2.3. Объем задолженности по состоянию на 1 января 2001 года 54
1.2.4. Погашение задолженности в 2001 году 55
1.3. РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ДЛЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ КАК ИСТОЧНИКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 63
2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ КАК ИСТОЧНИКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 64
2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 66
2.2.1. Классификация обязательств бюджетной системы по основаниям их возникновения. 67
2.2.2. Классификация по степени ответственности государства по обязательству. 71
2.2.3. Классификация обязательств бюджетной системы по степени их исполнения 74
2.3. БЮДЖЕТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 76
2.3.1. Формирование обязательств бюджета (закон о бюджете, сводная роспись, лимиты бюджетных обязательств) 80
2.3.2. Установление и доведение до бюджетных учреждений лимитов бюджетных обязательств 81
2.3.3. Лимиты бюджетных обязательств 83
2.3.4. Принятие и подтверждение денежных обязательств 91
2.3.5. Процесс изменения бюджетных обязательств в течение года 93
2.3.6. Режим сокращения расходов бюджета 94
2.3.7. Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете 99
2.3.8. Перемещение бюджетных ассигнований 99
2.4. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 104
2.4.1. Механизм компенсации федеральных мандатов, существующий на сегодняшний день 106
2.4.2. Приостановление действия федеральных законов, предусматривающих расходные обязательства 116
2.4.3. Первоочередные законодательные меры по сокращению задолженности по публично-правовым обязательствам 129
2.5. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА/МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 135
2.5.1. Общая характеристика гражданско-правовых обязательств как разновидности расходных обязательств 135
2.5.2. Учет обязательств получателей бюджетных средств 141
2.5.3. Предотвращение ответственности государства по несанкционированной кредиторской задолженности бюджетных учреждений 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158
ГЛАВА 3. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РФ ПО ВОПРОСАМ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РФ ПЕРЕД ОРГАНИЗАЦИЯМИ-ПОСТАВЩИКАМИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД 170
3.1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В КОНКРЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ. 170
3.2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ОБЩИХ ВОПРОСОВ ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РФ ПЕРЕД ПОСТАВЩИКАМИ РАБОТ, ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. 173
3.3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПЕРЕД КОНКРЕТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 180
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 181
ГЛАВА 4. СУДЕБНО-АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОБЛЕМОЙ УРЕГУЛИРОВАНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ БЮДЖЕТОВ В РОССИИ 184
4.1. ПРАКТИКА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ 184
4.1.1. Ответственность бюджета по долгам государственных унитарных предприятий 184
4.1.2. Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях 186
4.1.3. Проблемы определения надлежащего ответчика по сделкам, заключенным органами государственной власти 188
4.1.4. Практика списания суммы долга со счетов распорядителей и получателей бюджетных средств 188
4.1.5. Учет денежных средств бюджетополучателей 190
4.1.6. Проблемы исполнения судебных актов о взыскании суммы кредиторской задолженности бюджетов в РФ и определения субъекта субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетных учреждений 191
4.1.7. Проблемы взыскания неустоек и процентов за нарушение договорных обязательств бюджетополучателями 193
4.1.8. Принудительное возложение гражданских обязательств на публично-правовые образования 201
4.2. АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ОКРУГОВ (КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ) 202
4.2.1. Практика использования казначейских налоговых освобождений 202
4.2.2. Кредиторская задолженность бюджета, возникающая из отношений государственных закупок 203
4.2.3. Государственные гарантии (поручительства) 205
4.2.4. Основания, порядок и сроки погашения кредиторской задолженности бюджетов, а также определение надлежащего субъекта ответственности 205
4.2.5. Практика погашения кредиторской задолженности региональных и муниципальных бюджетов 237
4.2.6. Процессуальные и иные проблемы, возникающие в случае отсутствия денежных средств у должника для погашения кредиторской задолженности 239
4.2.7. Некоторые судебные ошибки, имевшие место в практике арбитражных судов, по делам, связанным с урегулированием кредиторской задолженности бюджетов в РФ 246
4.2.8. Произвольный отказ от исполнения обязательств бюджетным учреждением не является основанием для привлечения собственника его имущества к субсидиарной ответственности 250
4.2.9. Проблемы погашения долга госбюджета перед кредиторами в случае недофинансирования бюджетополучателей, действовавших в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на момент заключения договора с данным кредитором 252
4.2.10. Основания возникновения кредиторской задолженности бюджетов в РФ 254
4.2.11. Практика разрешения споров, вытекающих из факта недофинансирования бюджетополучателей, по искам последних 255
4.2.12. Проблемы исполнения судебных актов по рассматриваемой категории дел и невыяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для вынесения правильного решения по делу 256
4.2.13. Арбитражная практика по делам, связанным с погашением кредиторской задолженности бюджета за счет частного лица 261
4.2.14. Проблемы бюджетного недофинансирования и споры, связанные с погашением кредиторской задолженности бюджетов при перемене лиц в обязательстве 265
4.2.15. Практика привлечения к субсидиарной ответственности финансового органа по долгам бюджетополучателя 276
4.2.16. Дела, связанные с погашением кредиторской задолженности госбюджета, с участием физических лиц 278
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 280
ГЛАВА 5. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ОБЪЕМОВ ЗАДОЛЖЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕПЛАТЕЖЕЙ БЮДЖЕТА 284
5.1.ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ О КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
284
5.2.КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ЗАДОЛЖЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 286
5.2.1. Оценка кредиторской задолженности федерального бюджета и бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета (без учета непризнаваемой задолженности). 287
5.2.2. Оценка объемов потенциальной задолженности федерального бюджета по публично-правовым обязательствам 292
5.3. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ЗАДОЛЖЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 295
5.3.1. Оценка кредиторской задолженности бюджетных учреждений, финансируемых из субнациональных бюджетов, и задолженности консолидированных бюджетов субъектов РФ. 295
5.3.2. Оценка непризнаваемой бюджетной задолженности, вытекающей из публично-правовых обязательств субфедерального уровня. 299
5.3.3. Сравнительный анализ государственного долга и кредиторской задолженности бюджетов в различных субъектах Российской Федерации 299
5.4.НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОЦЕНОК 306
5.5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕПЛАТЕЖЕЙ БЮДЖЕТА 308
5.5.1. Причины возникновения просроченной задолженности 308
5.5.2. Результаты имитационного моделирования воздействия неплатежей бюджета на экономику 312
5.5.3. Результаты эмпирических оценок 313
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 315
ГЛАВА 6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БЮДЖЕТНЫХ СИСТЕМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 318
6.1.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАЧИСЛЕНИЙ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА 319
6.2.УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВА 321
6.2.1. Международная практика учета обязательств государства 321
6.2.2.Составление балансового отчета, учитывающего обязательства государства/местного самоуправления 322
6.3. ПРОБЛЕМА ВКЛЮЧЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 323
6.4. МНОГОЛЕТНЕЕ БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 324
6.4.1.Проблема соотношения краткосрочного и среднесрочного планирования 325
6.4.2. Основные причины развития СБП в странах ОЭСР. 325
6.4.3.Основные цели введения СБП в странах ОЭСР 326
6.4.4. Динамика развития СБП в международной практике 327
6.4.5.Условия формирования эффективной системы СБП 327
6.4.6. Вопросы среднесрочного планирования, которые должны быть отражены в законодательстве о среднесрочном планировании 330
6.4.7.Формулирование фискальных целей в рамках СБП 330
6.4.8. Закрепление результатов СБП в нормативно-правовых документах 331
6.4.9. Варианты построения среднесрочных планов 332
6.4.10. Сроки, на которые может осуществляться планирование 333
6.4.11. Консервативный подход к прогнозированию и планированию в рамках СБП 333
6.5. ОТДЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. 335
6.5.1.Отраслевые программы. 335
6.5.2. Долгосрочные бюджетные программы. 336
6.5.3. Инвестиционные программы и проекты. 336
6.5.4. Буфер для компенсации ошибок 337
6.5.5. Структурная сбалансированность бюджета 340
6.6. РАЗДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И ДИСКРЕЦИОННЫЕ 343
6.6.1. Понятие дискреционных и обязательных расходов 343
6.6.2. Определение приоритетов по финансированию 346
6.6.3. Учет затрат, связанных со всеми законодательными актами 347
6.6.4. "Разрешающее" законодательство в США 348
6.7. МЕРЫ, ПРЕДОТВРАЩАЮЩИЕ НЕЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАМКАХ СБП 349
6.7.1.Повышение прозрачности бюджетного процесса и отчетности об исполнении бюджета и общественный контроль 349
6.7.2. Жесткий контроль за соблюдением лимитов 351
6.7.3.Увеличение технической эффективности исполнения бюджета и контроль за сроками осуществления платежей 352
6.7.4. Начисление процентов на задолженность 352
6.8. ЭЛЕМЕНТЫ СРЕДНЕСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ЗАКРЕПЛЕННЫЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 354
6.8.1. Требования, предъявляемые законодательством РФ к краткосрочному планированию 354
6.8.2. Перечень элементов СБП, закрепленных в российском законодательстве 355
6.8.3.Перспективный финансовый план 356
6.8.4.Прогноз социально-экономического развития 356
6.8.5. Программы, связанные с государственным кредитом и государственным долгом. 357
6.8.6. Инвестиционные программы, федеральные целевые программы, адресные целевые программы. 358
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 361
ГЛАВА 7. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УРЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 363
7.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ 363
7.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ УРЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 366
7.2.1. Отказ от финансирования задолженности 366
7.2.2. Кассовое погашение задолженности 367
7.2.3. Неденежные способы урегулирования задолженности 368
7.2.4. Отложенное погашение задолженности 370
7.3. КОМПЕНСАЦИЯ ПОТЕРЬ КРЕДИТОРОВ БЮДЖЕТА 373
7.4. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ СЕКЪЮРИТИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 374
7.5. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ СЕКЪЮРИТИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 376
7.5.1. Эмиссия облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ) в рамках реструктуризации обязательств Внешэкономбанка перед предприятиями по средствам на счетах в иностранной валюте 376
7.5.2. Ценные бумаги для погашения просроченной задолженности перед поставщиками товаров и услуг для нужд федерального бюджета (КНО). 378
7.5.3. Переоформление просроченной задолженности субъектов федерации и муниципальных образований по бюджетным кредитам 1996 года в рыночные облигации. 379
7.5.4. Секъюритизация задолженности по оплате государственного оборонного заказа в 2000 году 381
7.6. ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА. 383
7.6.1. Отражение операции секъюритизации в бюджетной и долговой статистике 383
7.6.2.Влияние секъюритизации на макроэкономические переменные 384
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 386
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ 388
8.1. УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАКОПЛЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 389
8.2 ПРОФИЛАКТИКА БЮДЖЕТНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 396

Примечания

По результатам этого исследования опубликована работа в серии "Научные труды ИЭПП" № 54

Полная версия
/files/text/usaid/zadol.pdf

Перейти к другим выпускам