The analysis of the possible methods of improving the tax legislation governing the indirect taxation of tobacco manufacturing (Philip Morris Sales and Marketing, 2007)

В апреле 2007 г. Институт экономики переходного периода приступил к реализации проекта «Анализ возможных направлений совершенствования налогового законодательства в части косвенного налогообложения табачных изделий» в рамках контракта с 000 «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг».

В рамках проекта работы велись по следующим направлениям:
  • изучение эффективности налогообложения и администрирования НДС в условиях российской системы налогообложения;
  • анализ возможности совершенствования НДС при налогообложении сигарет и папирос в Российской Федерации.

Все работы в рамках данного проекта завершены в конце 2007 г.

Анализ возможных направлений совершенствования налогового законодательства в части совершенствования администрирования косвенных налогов на табачные изделия
(Информационный отчет о научно-исследовательской работе)

Сотрудниками ИЭПП проведен анализ системы одноступенчатого НДС в отношении табачной продукции. Был осуществлен сравнительный анализ опыта использования одноступенчатого НДС в зарубежных странах, исследованы сущность одноступенчатого НДС, его основные признаки и преимущества.

Система одноступенчатого НДС в настоящее время действует в 8 европейских странах наряду с VI Директивой ЕС и применяется в основном в отношении табачных изделий. Эта система налогообложения неразрывно связана с системой контроля максимальной розничной цены, ниже которой реализация товаров невозможна. В связи с такой системой контроля является возможным осуществлять расчет и уплату суммы НДС производителем или импортером табачной продукции однократно.

В странах, использующих одноступенчатую систему уплаты НДС, обязанность уплатить НДС лежит на лице, за которым закреплена обязанность по уплате соответствующего акциза. По техническим характеристикам исчисления и уплаты данный налог близок как к акцизу, так и к налогу на добавленную стоимость. Одноступенчатый НДС, в отличие от многоступенчатого, уплачивается не на каждой стадии производства товара, а только лицом, которое его реализует (выпускает в обращение).

При рассмотрении возможности введения одноступенчатого НДС в России были определены некоторые изменения, которые могли бы сопровождать такие новации. Так, действующая в настоящее время система контроля за предельным размером цены на табачную продукцию позволяет говорить о соблюдении главного условия введения одноступенчатого НДС. Однако глава 21 «Налог на добавленную стоимость» и глава 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ потребуют внесения многочисленных изменений. Наиболее приемлемым способом инкорпорирования одноступенчатой системы НДС видится в создании специальной главы Налогового кодекса РФ. Кроме того, существует возможность введения одноступенчатого НДС отдельно для сигарет без фильтра и папирос.

До 1 июля 2007 г. расчетная стоимость сигарет без фильтра и папирос определялась на основании максимальных розничных цен, указанных в налоговом уведомлении. Это означало, что размер максимальных розничных цен не доводился до сведения покупателя. Поскольку с 1  января 2007 г. обязанность маркировки и система контроля за максимальными розничными ценами распространяется на все виды табачной продукции, это могло бы позволить соблюсти условия внедрения одноступенчатого НДС, действующего в европейских странах.

Конечно, система одноступенчатого НДС могла бы обеспечить упрощенное и дешевое налоговое администрирование на фоне практически стопроцентного исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Однако такая реформа была бы возможна при реформировании акцизного налогообложения в отношении табачной продукции.

В целом система одноступенчатого НДС не противоречит действующим принципам косвенного налогообложения в РФ, закрепленным в Налоговом кодексе, и для внедрения одноступенчатого НДС в Российской Федерации технически может быть создана правовая база. Однако реализация правовых норм на практике может быть признана преждевременной. Основные трудности рассматриваемого реформирования налоговой системы связаны с практикой и обычаями реализации табачной продукции от производителя к конечному покупателю через посредников оптовой и розничной торговли. Отсутствие единственного этапа в реализации товаров «производитель – конечный потребитель» или собственной сети оптовой и розничной торговли делает экономически невыгодным для производителя уплачивать НДС с максимальной стоимости. Дело в том, что полученный производителем «входной» НДС будет меньше уплаченного за счет реализации производителем товара по меньшей стоимости, отличной от той, с которой был уплачен налог. В противном случае возможность дополучения уплаченных сумм НДС с последующих покупателей будет означать обязанность по оформлению ими счетов-фактур и уплате НДС в бюджет, что не сопоставимо с сущностью одноступенчатого НДС.